Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Оферта для инфобизнеса

Как составить оферту для инфобизнеса за 5 шагов

1. Договор для инфобизнеса

Чтобы правильно подобрать договор для инфобизнеса и предложить клиенту удобный способ его оформления, обратите внимание на способ монетизации своих услуг.

Инфобизнес – это собирательное понятие услуг, предоставляемых дистанционно с использованием различных программных приложений и сервисов в сети Интернет. Поэтому к инфобизнесу относятся онлайн-консультации, вебинары, групповые тренинги и индивидуальный коучинг, информационные сервисы, дистанционное образование, репетиторские услуги и блоги по любым темам.

Как видите, за термином «инфобизнес» скрываются различные услуги, а значит и договоры должны отличаться.

Например, если вы ведете блог, в котором размещаете рекламные материалы, стоит задуматься о заключении рекламного договора. При продаже доступа к информационным материалам принято заключать договор на информационные услуги. В случае ведения консультация или семинаров - договор на консультационные услуги. Онлайн-курсы могут требовать оформления договора на образовательные услуги или консультации и тренинги.

2. Дистанционное заключение договора в инфобизнесе

Заключение договора с использованием оферты на сайте подходит для всех видов инфобизнеса.

Что такое оферта? Это предложение заключить договор на определенных условиях. Не нужно путать оферту с самим договором, т.к. она выражает только содержание договора на момент его заключения. Здесь под «договором» понимается не документ, а достигнутое сторонами соглашение (принятые обязательства).

Оферта принимается путем присоединения (акцепта) к ее условиям установленным способом без каких-либо оговорок. Акцепт оферты для инфобизнеса возможен путем оплаты услуг или совершения иного описанного в оферте действия (например, регистрации или начала использования сервиса).

Таким образом, заключить договор по оферте значительно проще. Не нужно подписывать бумажный документ с каждой из сторон и обмениваться оригиналами по почте. Кстати, сканами по электронной почте с каждым клиентом тоже не стоит обмениваться.

Готовое решение для вашего бизнеса
Для дистанционного заключения сделок через Интернет

3. Публичная оферта vs правила оказания услуг

Публичной офертой считается предложение заключить договор с любым лицом, которое соответствует требованиям оферты и отзовется в установленном порядке. Не все исполнители готовы принимать на себя такие «повышенные» обязательства, а потому стараются не делать публичных оферт.

Необходимо понимать, что офертой является не всякое предложение, а только то, которое содержит все необходимые (существенные) для заключения договора условия. Например, для заключения договора на оказание услуг достаточно указания предмета услуг и сроков их оказания. Стоимость услуг не является существенным условием договора и при отсутствии определяется судом на основе рыночных.

Поэтому размещенный на сайте документ может называться офертой, но не являться такой юридически. Например, в такой «оферте» может отсутствовать информация о конкретных сроках оказания услуг или она может требовать оформления заказа со стороны клиента для выставления отдельного счета, выражающего окончательное предложение. Строго говоря, такой документ нельзя назвать офертой, поскольку он лишь описывает правила заключения договоров.

Однако название документа не имеет принципиального значения для юридической квалификации. Поэтому в подавляющем большинстве случаев мы видим на сайтах оферту для инфобизнеса вместо правил заключения договоров или даже «договор-оферту». Это, звучит как нелепица, но не влияет на действительность сделки, совершенной сторонами на основе таких документов.

4. Особенности оферты для инфобизнеса

Остановимся на деталях договора для инфобизнеса различных типов.

Существенно значение для любой сделки имеет момент оказания услуг. Информационные услуги по предоставлению доступа к контенту (обучающие материалы, записи консультация или лекций, и т.п.) в том числе по подписке могут в отличие от иных услуг считаться оказанными с даты открытия доступа к материалам, а не окончания периода подписки. Для этого в оферте необходимо сместить акцент с консультационных или образовательных услуг (по содержанию контента) на услуги по предоставлению технической возможности ознакомления с таким контентом.

Много вопросов также возникает в части отчетности по результатам оказания услуг. В отличие от подряда договор возмездного оказания услуг не требует оформления двусторонних актов. Если ваши услуги ориентированы на корпоративных заказчиков, можно обойтись односторонним отчетом, соответствующим требованиям ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным учетным документам. Большего клиенты не вправе от вас требовать. В сервисах В2С достаточно направить клиенту электронный чек по факту оплаты (ИП без сотрудников освобождены и от этой обязанности до 01 июля 2021 года).

Возвраты платежей за услуги, которые не были использованы заказчиком, также требуют отдельного внимания в оферте. В договорах с корпоративными клиентами допускается возмещение убытков исполнителя в связи с отказом заказчика от договора как до, так и после оказания услуг. Размер убытков может быть приравнен к стоимости услуг.

По договорам с физическими лицами, приобретающими услуги для личных целей (потребителями), отказ от услуг по инициативе заказчика, влечет обязанность возвратить полученную оплату за минусом подтвержденных расходов на оказание таких услуг. Однако данное условие касается только случаев, когда потребитель не принял услуги.

Вариант с оплатой доступа к сервису или информационному контенту позволяет исполнителю ссылаться на факт приобретения подписки на условиях абонентского договора, т.е. договора с исполнением по требованию. В таком случае услуги подлежат оплате независимо от того, воспользовался клиент правом требования или нет. Более того, начало использования сервиса после открытия доступа свидетельствует о принятии услуги в полном объеме.

5. Условия изменения и прекращения оферты

Как мы писали выше, оферта – это предложение заключить договор и под договором здесь понимается не документ, а соглашение сторон (принимаемые обязательства). Поэтому вы можете спокойно менять текст оферты, а условия заключенного договора от этого не изменятся (если прямо не предусмотреть обратное).

Точно так же оферту можно отозвать (отменить) в любой момент, что никак не влияет на действительность и обязательность выполнения договоров, которые ранее заключены на основании такой оферты.

Поясним, что данные особенности оферты значат для сторон и как их применять на практике.

С момента вступления в силу изменений в оферте договоры заключаются на новых условиях. Отзыв оферты влечет невозможность дальнейшего заключения договора по такой оферте.

Если вы хотите внести изменения в ранее заключенный по оферте договор или прекратить его действие одновременно с отзывом оферты, такие условия прямо должны быть предусмотрены редакцией оферты, действовавшей на момент заключения договора. При этом в оферте должен быть предусмотрен порядок уведомления заказчика об изменении или расторжении договора, а также получения его согласия с изменениями.

Используйте положения закона, чтобы сделать свой бизнес проще!

Виталий Селиванов, 2020

См. также:Как составить Пользовательское соглашение своими руками

Обучение

Оценка:
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация