Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Регистрация цвета в качестве товарного знака

В последнее время участились случаи регистрации цвета в качестве товарного знака.

Ниже представлена практика рассмотрения заявок на такие товарные знаки, которая позволит компании оценить свои шансы на регистрацию корпоративного цвета в качестве товарного знака.

Начнем с того, что долгое время возможность регистрации цвета в качестве товарного знака была под сомнением, поскольку у правообладателя такого ТЗ появилось бы большое преимущество: основных цветов мало и их регистрация фактически ведет к получению монополии на цвет в той или иной сфере.

Тем не менее рынок требовал изменения: конкуренты использовали запоминающиеся цвета крупных компаний, что приносило последним убытки. В результате долгой борьбы Роспатент все же вынес положительные решения о регистрации. Анализ данных решений позволил выделить основные условия, которым должно отвечать цветовое обозначение, чтобы превратиться в товарный знак.

Требования к обозначению:

(1) Различительная способность. В отличие от большинства других товарных знаков, которые в силу собственных характеристик обладают данным признаком, вызывая в сознании потребителя ассоциацию с конкретным производителем, данная группа товарных знаков в основном характеризуются «приобретенной различительной способностью».

Обозначение приобретает различительную способность в результате длительного и интенсивного использования. В качестве доказательств производитель может предоставить:
(а) информацию об объемах производства товаров (при этом чем «шире» масштабы использование цвета, тем больше шансов на регистрацию, например, когда цвет используется не только на конкретном товаре, но также в интерьере магазина, форме сотрудников и т.п.);
(б) документы, подтверждающие длительность использования обозначения;
(в) затраты на рекламу товаров под указанным обозначением;
(г) результаты социологических опросов и других подобных исследований, свидетельствующих о хорошей узнаваемости бренда в глазах потребителей.

Исключение составляют обозначения, имеющие особенный цветовой тон и предназначенные для индивидуализации редкого товара (работы, услуги).

(2) Оригинальность. Цвет не должен быть характерным, традиционным для данной продукции (например, белый цвет для пластиковых окон), обусловленным технологией производства (например, желтый цвет для масла) или противоречить общественным интересам (так, использование производителями автомобилей расцветки машины скорой помощи или сочетания оранжевого и красного цвета характерных для машины «аварийной службы» может ввести в заблуждение).

(3) Описание. В заявке на регистрацию ТЗ следует указать:
• если цвет один, то конкретный оттенок, воспользовавшись классификацией Pantone (так, ТЗ Газпрома «синий (Pantone 300CV)» (Св-во №561631), ТЗ Сбербанка «зелёный (Pantone 349)» (Св-во №556088), ТЗ МТС «красный (Pantone 485)» (Св-во №560598) и др.), либо
комбинацию цветов (например, сочетание цветов: «желтый, светло-желтый, темно-желтый, черный» ТЗ Билайн (Св-во №359441) и др.).

Таким образом, компания может зарегистрировать свой корпоративный цвет, если он стал ее «визитной карточкой» в глазах потребителей, но следует запастись терпением и быть готовым к достаточно длительному процессу регистрации, заранее позаботившись о доказательствах приобретения цветом различительной способности (как показывает практика, процесс регистрации подобных обозначений в среднем длится почти в два раза дольше, т.е. не полтора, а 3 года).

Вера Лазарева

Готовое решение для вашего бизнеса
Оформление прав на торговую марку в России и за рубежом
Оценка:
О компанииКомандаНовостиКонтактыСоставление договоровИнтеллектуальная собственностьНалоговые консультацииАбонентское обслуживаниеАрбитражВЭДДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамНовости праваПубликацииФорумFAQКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2017 Правовая информация