сайт форум карта сайта подписка
Профессиональное юридическое
сопровождение IT-проектов
оформить заказ
Нам доверяют:

Ответственность за нарушение авторских прав организациями

Уголовная  и административная ответственность

 

В соответствии с ч.2 ст.146 УК РФ, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Согласно ч.3 ст.146 УК РФ, деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены: в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. При этом деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей.


Согласно разъяснениям, данным в п.4 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 26 апреля 2007 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», условие наступления уголовной ответственности при наличии цели сбыта распространяется только на приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, т.е. относинся к тем случаям, когда произведения не используются по смыслу авторского права (действия осуществляются в отношении материальных носителей). Уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав по смыслу авторского права (в том числе незаконное воспроизведение путем записи в память ЭВМ), наступает независимо от цели совершения указанного деяния.

 

Предусмотренные частями 2 и 3 статьи 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта следует считать оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю.


Если деяниями виновного, формально подпадающими под действие части 1 статьи 146, статей 147 и 180 УК РФ, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (части 2 и 3 статьи 146 УК РФ), содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 1 статьи 7.12 КоАП РФ, ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.


Порядок проведения и оформления результатов проверки


В силу пункта 25 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:, производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в указанном пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества.

Несоблюдение установленного порядка проведения проверок и ревизий может служить основанием для признания недействительными документов, послуживших основанием для возбуждения административного или уголовного дела, а также признания недопустимыми, что непосредственно влияет на результаты административного или уголовного расследования и вынесение постановления (приговора) по делу.
Порядок проведения проверок и ревизий как одного из полномочий органов внутренних дел, закрепленных в названной норме Закона, четко регламентирован в Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом Министерства внутренних дел от 02.08.2005 N 636 (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2005 N 6891). В пункте 4 названной Инструкции установлено, что при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме (приложение N 1). Постановление о проведении проверки, ревизии регистрируется в специальном журнале (приложение N 2).


В соответствии с пунктом 5 Инструкции в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия указывается состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию. случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесений дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии (приложение N 3), которое регистрируется в журнале, указанном в пункте 4 Инструкции. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел (пункт 6).

В случае необходимости проведения в ходе проверки, ревизии осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров соответствующие действия производятся в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции". Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется (пункт 9 Инструкции).
Согласно пунктам 13, 15 Инструкции по результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (приложение N 5).

 

На основании п.17 Инструкции Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки. О совершении административного правонарушения должностными лицами ОВД составляется протокол (ст.28.2, пп.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ).

 

Выводы:

 

В соответствии с возлагаемыми на органы милиции полномочиями сотрудниками милиции может быть проведена проверка и ревизия финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства. При обнаружении в ходе проведения проверки организации факта незаконного использования объектов авторского права или смежных прав должностное лицо, виновное в указанном противоправном деянии, подлежит привлечению к уголовной ответственности по п. «г» ч.3 ст.146 УК РФ. При этом согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, таким лицом может признаваться лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой организации, т.е. постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права).

 

Предложения:

 

В целях исключения оснований для привлечения руководителя организации к уголовной ответственности за незаконное использование ПО необходимо приказом по организации:

1) возложить на лицо, отвечающее за снабжение компании ПО третьих лиц и обеспечение его использования работниками, обязанность сформировать требования к базовой конфигурации ПК и серверов, представить на утверждение ген директору, а также вменить в его обязанности общий контроль за использованием ПО в обществе в соответствии с действующим законодательством по охране авторских прав;

 

2) возложить на лицо, отвечающее за снабжение компании ПО третьих лиц и обеспечение его использования работниками, ответственность за своевременное заключение лицензионных соглашений, наличие и сохранность лицензионных документов (сертификатов, стикеров и прочее) и материальных носителей лицензионных экземпляров ПО;

 

3) запретить сотрудникам самостоятельную установку на персональные компьютеры и/ или серверные станции ПО, использование которого требует приобретения соответствующих лицензий, до приобретения на него обществом необходимых лицензий и обязать сотрудников принять исчерпывающие меры по исключению возможных нарушений использования ПО;

 

4) возложить ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об авторском праве и правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на сотрудников, допустивших установку ПО с нарушениями настоящего Приказа и законодательства Российской Федерации;

 

5) в случае проверки ОВД обеспечить своевременное выявление и фиксацию нарушений сотрудниками милиции требований законодательства к порядку проведения такой проверки и оформления ее результатов.

 

 

© Селиванов Виталий Владимирович, 2007

www.it-lex.ru 

© ООО «АйТи-Лекс», 2008 – 2013
Правовая информация
При цитировании материалов гиперссылка на данный сайт обязательна