Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Нужно ли составлять акт оказания услуг

Общепринято, что по завершении услуг по договору составляются акты. Однако насколько такая практика соответствует действующему законодательству и зачем необходимы акты оказанных услуг?
В составлении акта оказанных услуг в первую очередь заинтересован заказчик по двум причинам:
1) необходимость документального подтверждения расходов;
2) желание контролировать качество оказываемых услуг.
Исполнителю такой акт необходим только для подтверждения факта реализации. При этом исполнитель несет риск отказа лицензиата от подписания акта, который приведет к спору по оплате услуг.
В обоснование своей позиции о необходимости составления акта оказанных услуг заказчик, как правило, ссылается на положения ГК о договоре подряда. При этом не учитывается, что к условиям договора возмездного оказания услуг применяются только общие положения о договоре подряда, где акт не упоминается.
Акт выполненных работ по договору подряда, также как товарная накладная по договору поставки, предназначен для отражения операций по передаче вещей (в данном случае – результатов работ). Однако предметом договора на услуги является определенная деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК РФ). Поэтому такие результаты не передаются и не принимаются сторонами по договору. Деятельность либо есть, либо ее нет, в том числе по причинам, зависящим от сторон (например, согласие или отказ от начала или продолжения услуг).
Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует прямое указание на составление актов оказанных услуг по их завершении или по итогам отчетных периодов, когда услуги имеют длящийся характер. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой, которую несложно найти в Интернете.
Однако закон не запрещает добровольное принятие на себя сторонами по договору оказания услуг обязательств по составлению актов по завершении оказания услуг в целом или их отдельного этапа.
Тем не менее, исполнитель может утвердить в своей учетной политике любую форму первичного учетного документа, которой подтверждаются хозяйственные операции по договору возмездного оказания услуг (ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Данные положения закона, в том числе позволяют исполнителю отражать операции по оказанию услуг в односторонних документах, не требующих получения подписи заказчика. Таким односторонним документом, например, может быть отчет, справка или иная форма документа с указанными в ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами.
Сокращение документооборота по договору и приемка услуг по дефолту при молчаливом согласии заказчика в интересах исполнителя. Поэтому мы рекомендуем исполнителям включать во все договоры на услуги положения об односторонних отчетах.
В то же время при существенной стоимости услуг в интересах заказчика обеспечить максимальный контроль над исполнением договора. В таком случае мы рекомендуем заказчику включать в договор на услуги условие о приемке услуг по акту.
Другие вопросы по теме: Акт приемки-передачи прав по лицензионному договору

Ответ подготовлен специалистами Юридической компании АйТи-Лекс
Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос
Оценка:
Компания
О компанииКомандаНовостиКонтакты
Услуги
Составление договоровИнтеллектуальная собственностьНалоговые консультацииАбонентское обслуживаниеАрбитражВЭД
Готовые решения
Для разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапам
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2016 Правовая информация