Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Как защитить доменное имя

Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет.

Несмотря на то, что доменное имя не перечислено в гражданском законодательстве среди средств индивидуализации, оно выполняет важную роль в выделении продукции их среди тысяч других предложений.

Таким образом, доменное имя такой же ценный нематериальный актив компании, как и фирменное наименование, товарный знак, логотип и др. Потеря прав на доменное имя может стоить компании ее клиентов, привести к утрате положения на рынке и даже банкротству. В связи с чем, важно своевременно принять меры по защите доменного имени своего сайта.

Ниже мы подготовили несколько полезных советов, которые помогут вам своевременно защитить домен сайта, используемого в предпринимательской деятельности.

Способы защиты доменного имени

Среди способов защиты домена можно выделить организационные и юридические меры.

К организационным мероприятиям относят своевременное продление регистрации домена на новый срок, оплата тарифов за услуги регистратора, сохранение в тайне данных об учетной записи и пароле для доступа в личный кабинет пользователя на сайте регистратора и т.п.

В юридические способы защиты домена включают охрану обозначения, тождественного или сходного с доменным именем с использованием средств защиты таких средств индивидуализации как:
- фирменное наименование;
- коммерческое обозначение;
- товарный знак.

Как показала практика, регистрация домена в качестве товарного знака дает ему более сильную защиту. Это связано с тем, что использование сайта в коммерческой деятельности может пересекаться с областью защиты товарного знака, зарегистрированного в отношении определенных товаров или услуг.

Регистрация фирменного наименования, сходного с доменным именем, предоставляет меньшую защиту, поскольку рассчитано на индивидуализацию фирмы. Поэтому фирменное наименование имеет защиту, ограниченную территорией работы и видом бизнеса организации.

Ниже мы остановимся на указанных способах юридической защиты доменов более подробно.

Готовое решение для вашего бизнеса
Оформление прав на торговую марку в России и за рубежом

Проверка домена на сходство

Перед регистрацией рекомендуется осуществить проверку домена во избежание в будущем споров с владельцами товарных знаков, фирменных наименований. Для этого необходимо просмотреть существующие базы товарных знаков Роспатента, ВОИС, а также Реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на наличие тождественных и сходных до степени смешения обозначений и названий, которые зарегистрированы в отношении тех же или однородных товаров и услуг или в отношении той же деятельности (ОКВЭД).

В случае выявления существенных противопоставлений, следует задуматься о выборе другого доменного имени. Также обращаем ваше внимание, что нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование, но и сам факт регистрации доменного имени, тождественного/сходного до степени смешения с этим общеизвестным товарным знаком.

Использование же доменного имени при осуществлении законной некоммерческой или иной добросовестной деятельностью без намерения ввести в заблуждение потребителей или нанести вред репутации владельца товарного знака не может расцениваться как нарушение прав на товарный знак.

Далее рассмотрим более подробно особенности регистрации доменного имени в качестве отдельных средств индивидуализации.

Использование фирменного наименования в доменном имени

Один из вариантов юридической защиты домена - регистрация юридического лица с фирменным наименованием, совпадающим с именем домена. Фирменное название призвано индивидуализировать непосредственно саму компанию (например, ООО «ДОМЕН.РУ»). Фирменное наименование присваивается при регистрации юридического лица, действует пока существует юридическое лицо, и для его изменения необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Домен и коммерческое обозначение

Следующий вариант защиты – использование в составе доменного имени коммерческого обозначения, т.е. обозначения, применяемого для индивидуализации предприятия (например, магазин «ДОМЕН.РУ»).

В отличие от фирменного наименования и товарного знака для использования коммерческого обозначения не требуется регистрация. Однако здесь также необходимо выполнение некоторых условий, а именно: обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и быть известным в пределах определенной территории.

Регистрация домена в качестве товарного знака

Третий и наиболее эффективный вариант защиты доменного имени - регистрация домена в качестве товарного знака.

Регистрировать товарный знак следует в том виде, в котором он будет использоваться. Но необходимо учитывать, что указания зон: .RU, .РФ и другие не имеют различительной способности, в связи с чем, являются неохраняемыми элементами товарного знака.

Таким образом, если обозначение используется с указанием зоны, а также если совпадает с именем компании-владельца (например, ООО «ДОМЕН.РУ»), то регистрировать стоит в таком виде (например, домен.рф, domen.ru, domen.com), но с указанием зоны (.рф, .ru, .com) в качестве неохраняемого элемента.

Регистрация товарного знака занимает достаточно много времени – около 1,5 лет (для сравнения регистрация юридического лица (фирменного наименования) занимает 3 рабочих дня) и включает следующие основные этапы:

  • составление и подача заявки (в заявке указываются данные заявителя, регистрируемое обозначение и перечень товаров и услуг, в отношении которых регистрируется знак, сгруппированный по классам согласно Международной классификации (МКТУ);
  • регистрация заявки и проведение формальной экспертизы (на комплектность и соответствие документов установленным требованиям);
  • экспертиза по существу (на сходство и тождество с уже существующими знаками);
  • регистрация товарного знака и выдача свидетельства.

Каждый этап требует оплаты пошлин, размер которых зависит от количества классов МКТУ, указанных в заявке.

В результате владельцу товарного знака принадлежит исключительное право запрещать его использование третьим лицам и использовать его самостоятельно любым не противоречащим закону способом, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Судебная практика по доменным спорам

В случае, если не удалось своевременно зарегистрировать доменное имя в качестве товарного знака и дело дошло до судебного разбирательства, то исход доменного спора будет зависеть от нескольких факторов, в частности:

  • наличие тождества или сходства до степени смешения доменного имени с товарным знаком
  • использование доменного имени в отношении товаров или услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак или однородных им;
  • какой объект зарегистрирован раньше: доменное имя или товарный знак;
  • наличие у владельца доменного имени прав и законных интересов в отношении доменного имени (например, доменное имя совпадает с фирменным наименованием владельца доменного имени);
  • добросовестность регистрации и использования администратором доменного имени (отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции).

Таким образом, регистрация доменного имени в качестве средств индивидуализации (в первую очередь, как товарного знака) значительно увеличит ваши шансы на его защиту.

Надеемся, что наши советы окажутся полезными и помогут вам отстоять свои права на доменное имя.

Хотите защитить доменое имя своего сайта?
Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Товарный знак

Оценка:
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документовНовости праваПубликацииФорумFAQПраво в ИТКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2018 Правовая информация