Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Как защитить логотип

Логотип является элементом фирменного стиля и представляет собой оригинальное начертание наименования компании или ее товара. Кроме букв логотип может содержать графические элементы.

Как правило, изображение логотипа является результатом творческого труда художника или дизайнера. Поэтому изображение логотипа охраняется авторским правом. Для защиты в качестве объекта авторского права логотип не нуждается в регистрации или соблюдении каких-либо иных формальностей (ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).

Однако судебная практика свидетельствует о том, что наиболее сильная защита логотипа обеспечивается в случае его официальной регистрации в качестве товарного знака.

Товарный знак – обозначение, призванное индивидуализировать товары и услуги его владельца, и которое не может использоваться иными лицами для тех же или однородных товаров и услуг без согласия владельца обозначения.
Для признания логотипа товарным знаком, необходимо пройти процедуру государственной регистрации, по результатам которой владельцу будет выдано свидетельство на товарный знак, удостоверяющее его исключительное право на данное обозначение.

Мы подготовили несколько советов, которые помогут вам зарегистрировать товарный знак в виде логотипа.

Готовое решение для вашего бизнеса
Оформление прав на торговую марку в России и за рубежом

Требования к логотипу

Логотип должен быть 1) простым, 2) оригинальным, 3) ассоциативным и, конечно, 4) охраноспособным.

Простое художественное исполнение логотипа повышает его различительную способность и упрощает процедуру регистрации в качестве товарного знака.

Оригинальным логотипом считается изображение, которое похоже на иной товарный знак, коммерческое обозначение или логотип, используемые на рынке аналогичных товаров.

Логотип должен соответствовать обозначаемым товарам и услугам, быть привлекательным (располагать к себе потребителей).

Случаи, когда обозначение не считается охраноспособным и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, перечислены в ст. 1483 ГК РФ. В частности, препятствует регистрации наличие прямой связи логотипа с товаром или услугой, для которых он регистрируется. Например, изображение товара не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для данного вида товара и его аналогов. Так же не считается охраноспособным изображение, которое представляет собой государственную символику, является ложным, тождественен или сходен до степени смешения с товарными знаками иных лиц и др.

Проверка логотипа по базам

Перед подачей заявки на регистрацию логотипа в качестве товарного знака следует предварительно проверить его по платным базам Роспатента и международным базам (для обозначений с указанием России) на сходство с уже зарегистрированными и поданными на регистрацию товарными знаками. Такая проверка не является обязательной, но позволит вам:

  1. своевременно внести изменения в логотип или отказаться от его регистрации, сэкономив деньги на оплате пошлин и услуг патентных поверенных, в случае выявления тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков;
  2. сэкономить время, поскольку процедура регистрации не менее 1,5 лет;
  3. сэкономить средства на маркировке товара спорным логотипом;
  4. избежать судебных разбирательств с правообладателями противопоставляемых товарных знаков и, соответственно, судебных расходов.

При этом проверка по базам Роспатента проводится только по словесным элементам, международные базы позволяют проверить также и графические элементы.

Процедура регистрации логотипа

Для регистрации логотипа в качестве товарного знака необходимо подать заявку в Роспатент и оплатить соответствующие пошлины.

Заявка на товарный знак должна содержать:

  • заявление о регистрации с указание данных заявителя,
  • логотип, который планируется зарегистрировать,
  • описание логотипа,
  • перечень товаров и услуг, в отношении которых регистрируется логотип.

В описании логотипа необходимо указать вид обозначения (как правило, логотип относится в комбинированным знакам, т.е. содержит как словесные, так и графические элементы), подробно расписать его внешний вид с указанием используемых цветов. Как правило, достаточно подробное описание логотипа представлено в брендбуке компании.

Регистрация товарного знака достаточно длительная процедура (около 1,5 лет) и состоит из трех основных этапов:
1. Регистрация заявки и проведение формальной экспертизы на предмет соответствия заявочной документации установленным требованиям;
2. Экспертиза обозначения по существу с целью определения возможности его регистрации (логотип (комбинированное обозначение) проверяется на сходство и тождество как с комбинированными обозначениями, так и со словесными и изобразительными);
3. Регистрация товарного знака и выдача свидетельства.

Процедура регистрации логотипа в зарубежных странах

Подать заявку на регистрацию логотипа за рубежом можно путем обращения непосредственно в национальное Патентное ведомство интересующей вас страны. Однако в случае, если регистрация необходима в нескольких странах, подобные обращения становятся обременительными, как по времени, так и материально.

В связи с чем была разработана Мадридская система регистрации товарных знаков, позволяющая подать одну заявку и получить охрану сразу в нескольких странах-участницах Мадридского соглашения и Протокола к нему.

Международная регистрация логотипа по Мадридской системе может основываться как на «базовой регистрации», так и на «базовой заявке», поданной в национальное ведомство (в России это Роспатент). Таким образом, сначала подается «национальная» заявка в России, а затем «международная заявка» в Международное бюро (ВОИС). Срок рассмотрения заявки Международным бюро составляет 4 месяца, по результатам которого выдается Свидетельство о регистрации. Однако период экспертизы в странах участницах составляет от 1 до 1,5 лет (другими словами, каждая из указанных в заявке стран вправе в течение данного периода отказать в регистрации логотипа на своей территории).

При этом до подачи международной заявки следует провести предварительную проверку логотипа по международной базе (в целях выявления сходных/тождественных товарных знаков) в отношении стран, в которых планируется регистрации.

Надеемся, что наши советы окажутся полезными и помогут вам защитить свой логотип от конкурентов.

Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Товарный знак

Оценка:
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документовНовости праваПубликацииФорумFAQПраво в ИТКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2018 Правовая информация