Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Как защитить ноу-хау

Что такое ноу-хау

Ноу-хау – это информация о результатах интеллектуальной деятельности и способах осуществления профессиональной деятельности, позволяющая ее обладателю получить преимущества на рынке (коммерческую выгоду), по причине неизвестности и недоступности данной информации третьим лицам.

Такая информация является ценным активом организации, определяющим ее конкурентоспособность на рынке. Разглашение такой информации может стоить компании больших денег или даже обернуться потерей всего бизнеса.

В связи с чем, очень важно своевременно принимать меры для сохранения ее конфиденциальности.

Ниже мы подготовили несколько полезных советов, которые помогут вам защитить ноу-хау.

Готовое решение для вашего бизнеса
Документы для защиты Коммерческой тайны на предприятии. Учитывают судебную практику. Пременялись в стартапах и коммерчески успешных проектах.

Меры по защите ноу-хау

Действующее законодательство позволяет осуществлять защиту ноу-хау посредством введения режима коммерческой тайны или путем принятия иных разумных и достаточных мер, которые с одной стороны, обеспечивают конфиденциальность ноу-хау, а с другой стороны, позволяют использовать данную информацию работникам компании и передавать ее контрагентам без нарушения режима конфиденциальности.

Тем не менее, режим коммерческой тайны на настоящий момент является наиболее используемым, поскольку существует давно (в частности, сложилась судебная практика по отдельным вопросам соблюдения режима коммерческой тайны) и имеет специальное законодательное регулирование (Закон о коммерческой тайне).

Режим коммерческой тайны

Коммерческая тайна – особый режим конфиденциальности информации (ноу-хау), который предполагает принятие ее обладателем следующих мер:

  1. определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к этой информации;
  3. учет лиц, получивших доступ к данной информации;
  4. включение соответствующих обязанностей по сохранению коммерческой тайны в трудовые договоры с сотрудниками и хозяйственные договоры с партнерами и клиентами;
  5. нанесение на документы, иные носители (в т.ч. флеш-накопители, диски и др.) грифа «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя.

Таким образом, для защиты ноу-хау в компании необходимо принять Положение о коммерческой тайне, в котором необходимо указать сведения, к которым ограничивается доступ, а также порядок допуска и обращения с конфиденциальной информацией.

Для защиты ноу-хау важно грамотно оформить документы с работниками и контрагентами, организовать документооборот информации, содержащей ноу-хау.

Соглашение о конфиденциальности с работниками

С работников следует взять подписку о неразглашении, а также включить соответствующие обязанности (о соблюдении коммерческой тайны) в трудовые договоры. Каждый работник должен быть ознакомлен с Положением о коммерческой тайне под роспись.

Также необходимо назначить работника(ов) ответственных за учет лиц, которые допускаются к конфиденциальной информации. Все сведения о ноу-хау должны быть задокументированы и храниться отдельно от другой информации и документов компании.

В случае разглашения коммерческой тайны к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, в частности, увольнение по пп.в п.6 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. Кроме того, работник разгласивший ноу-хау подлежит полной материальной ответственности (ст.243 ТК РФ).

Соглашение о конфиденциальности с юридическими лицами

С партнерами, клиентами и другими контрагентами подписывается Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (NDA). Такое соглашение следует заключать еще на стадии переговоров, поскольку привлечение контрагентов зачастую осуществляется за счет предоставления информации о продукте, которая, так или иначе, включает конфиденциальные сведения.

Таким образом, основная цель Соглашения о неразглашении (NDA) – защита конфиденциальной информации сторон, которой они делятся друг с другом в ходе переговоров, заключения сделок и исполнения обязательств.

Далее, если с контрагентами заключаются какие-либо договоры, в них также включаются условия о неразглашении конфиденциальной информации, а также ответственность в случае ее разглашения.

Итак, защита технологии, решения или иных сведений в качестве ноу-хау, является альтернативой регистрации и патентованию. Процедура регистрация предполагает разглашение сути информации (решения), что противоречит природе ноу-хау.

В связи с чем, от правообладателя требуется строгое соблюдение всех мер, направленных на сохранение конфиденциальности такой информации, в противном случае, высок риск разглашения таких сведений или даже признания их неохраняемыми (например, если работодатель не обозначил какие-либо сведения как конфиденциальные (не нанес гриф «коммерческая тайна»).

Надеемся, что наши советы окажутся полезными для вас и помогут своевременно принять меры по защите ноу-хау.

Хотите защитить права на ноу-хау?
Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Коммерческая тайна

Оценка:
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документовНовости праваПубликацииФорумFAQПраво в ИТКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2018 Правовая информация