Anonymous
Обыск за компанию, или как одиннадцать оперативников наш сервер роняли
90 дней назад 30.06.2009
Говорят, недавно руководство МВД выпустило специальный свод правил, которым должен следовать каждый уважающий себя сотрудник министерства. Этакий моральный кодекс настоящего милиционера. Об этом даже по телевизору сообщали. Как уверяли милицейские начальники, в скором будущем поведение их подчиненных необратимо изменится в лучшую сторону, и от оперативников начнут исходить волны доброты и душевности – настолько сильные, что на этом фоне даже дядя Степа с инспектором Анискиным покажутся нам грубыми и бессердечными мужланами. Это в теории. Как выглядят новые формы работы милиции на практике, мы могли убедиться несколько дней назад. К сожалению, уклониться от этой уникальной возможности у нас, как станет ясно из дальнейшего рассказа, не получилось бы при всем желании. Так что убедились, спасибо. Мало никому не показалось.
Дело было так. 18 июня, примерно в половине двенадцатого, в наш офис вошел ничем не примечательный мужчина. Да и одет он был неброско. Он не представился – зато сурово, сухо и довольно невежливо потребовал у всех присутствовавших «немедленно освободить помещение». Естественно, у нас сразу возникла масса вопросов. Например – кто этот человек в непримечательном костюме? С какой стати он решил, что по одному его слову мы должны сразу же прервать свою работу? И вообще – в чем, собственно, дело? Но у гостя была в запасе замечательная фраза, которая волшебным образом отвечала на все наши вопросы разом: «Я из милиции. Выходите в приемную – я там все объясню».
«Ух ты!» - подумали мы. А вдруг неподалеку от нас свершилось громкое преступление, и мы находимся в самом центре захватывающего детективного сюжета? В этой связи приказ «всем немедленно выйти из офиса» представал уже совершенно в новом свете. Конечно же, мы покидали свои рабочие места, скажем так, в слегка смятых чувствах. Любопытство боролось с недоумением и даже с некоторой обидой. Нас немного коробила беспардонность нашего визави, который в соответствии с какими-то неписаными правилами своей корпорации по-прежнему не считал нужным называть свое имя и должность. Да и вообще всю дорогу он был неприветлив и не склонен к сантиментам любого рода. Впрочем, надеялись мы, так ведь и должен развиваться классический детектив, правда же? Сначала публике всегда предъявляют так называемого злого следователя, который всем без конца грубит, всех шокирует и нагоняет всяческой жути. И только потом на сцену выходит добрый и вежливый, извиняется за коллегу, рассказывает веселые байки про будни криминалистов и предлагает закурить. Невинных отпускают, справедливость торжествует – и всем сразу становится хорошо. Так ведь?
К нашему глубокому разочарованию, жизнь оказалась гораздо жестче. По-видимому, в этот день добрый следователь сидел на больничном. Или был занят каким-то другим, более важным делом. А может быть, он был настолько высококультурным человеком, что решил достойно отметить 66-летие знаменитого певца и композитора Пола Маккартни, которое как раз приходилось на 18 июня, взял отпуск за свой счет и улетел в Ливерпуль. И вместо него напарниками нашего старого знакомого (который, по многочисленным просьбам задержанных, наконец-то предъявил удостоверение и оказался оперуполномоченным Дмитрием Соколовым) в этот день назначили еще двоих, работающих в том же злобном амплуа. Первый из граждан начальников хотя бы представился. «Михаил, следователь по экономическим преступлениям Тракторозаводского района» - хмуро сообщил он, не вынимая удостоверения. Второй был даже более последовательным молчуном, чем гражданин Соколов, и сохранял полную анонимность до самого конца – лишь из разговоров между оперативниками внимательные очевидцы услышали, что зовут его вроде как Константин.
Очевидцев и задержанных в тот день, кстати, хватало: помимо нас, ими оказались сотрудники соседних офисов, а также случайно зашедшие к ним в это время гости и посетители. После того, как всех их вывели в приемную, Михаил, чтобы никто не заскучал, предложил собравшимся поиграть в занимательную игру «Арестанты».
«У нас есть несколько вопросов к вашему директору, - заявил он. - Поэтому до тех пор, пока он не приедет, всем оставаться в приемной. Выходить, разговаривать между собой, говорить по мобильным и писать sms-сообщения строго запрещается».
И действительно: в дверях появился еще один человек в штатском, чья фигура должна была недвусмысленно свидетельствовать о том, что выйти, пока Михаил не получит нужные ему ответы от «нашего директора», вряд ли кому удастся.
Кстати: под «нашим директором», как позже выяснилось, подразумевался директор одной из фирм, находящихся по соседству с нами. В общем, железная логика Глеба Жеглова: есть, мол, у нас пара вопросов к одному человеку, поэтому всех, кто оказался поблизости, мы возьмем под «офисный арест» – а вдруг вы все, извините за выражение, соучастники? И скажите нам спасибо, что вас еще лицом в пол не положили: соседей впредь будете выбирать аккуратнее.
«Арест» продолжался несколько часов – сначала мы ждали, пока приедет директор, потом – пока ему, наконец, зададут вопросы. Все это время офисы были закрыты не только «на выход», но и «на вход». От нас не выпускали никого и ни под каким предлогом - даже в туалет или покурить. Но и к нам не мог проникнуть никто - включая адвоката, имеющего на руках ордер на представление интересов опрашиваемого директора.
Наконец, любопытство Михаила, вроде бы, было удовлетворено. Думаете, на этом все завершилось? Ничего подобного: самое интересное ждало нас впереди. В приемной появились новые люди: трое в штатском, два милиционера, двое в форме спецназовцев и две девушки. Михаил, окончательно взявший на себя функции массовика-затейника, представил девушек как понятых и объявил следующую забаву: «А сейчас будет обыск!». Представляете – у него даже ордер был. Правда, обыскивать по этому ордеру было только один из офисов, но это занятие показалось оперативникам настолько увлекательным, что они решили заодно поинтересоваться делами и во всех соседних. Заглянули и в наш: влекомые неутолимой жаждой познаний, граждане начальники просмотрели сперва содержимое наших тумбочек. А затем, по-видимому, захотели провести более детальное исследование – иначе как объяснить, что они изъяли у нас лицензионный ключ защиты «1С: бухгалтерия»? Впрочем, сами оперативники объяснять что-либо отказались – как и заносить факт изъятия в свой протокол. «Этого не требуется» - был их ответ. Через некоторое время их любопытство распространилось настолько далеко, что они решили заодно прихватить с собой и наш сервер – мы их еле переубедили.
Что двигало этими людьми? Может быть, их насторожила надпись «ЮКОН» http://nsk.ukon.su на нашей двери? Действительно – странное какое-то название у нашей фирмы: одну букву поменять – и прямо «ЮКОС» какой-то получается! А может, где-нибудь в милицейской среде есть примета такая: проводишь обыск – непременно захвати сервер. Это к счастью, мол… Или дело все-таки в чистом любопытстве: стоит, понимаешь, в офисе странная шайтан-байда, как работает – совершенно непонятно. Почему бы и не взять на обследование?
В пользу последней версии косвенно указывает хотя бы тот способ, которым наши доблестные пинкертоны эту шайтан-байду от сети отсоединяли. Защита данных, корректное отключение – это, знаете ли, для IT-специалистов и прочих хлюпиков. Судя по нашему опыту, российские опера просто выдергивают шнур из розетки – и все. В результате сервер, ясное дело, выходит из строя, база данных слетает неизвестно куда и происходит еще масса разных неприятностей – но кого это волнует? Мы даже примерно знаем, что нам на это сказал бы гражданин Соколов и его коллеги Миша и Костя. Скорее всего, то же самое, что они сказали нашей сотруднице, которая все спрашивала - что ей делать, когда на улице вечереет, ребенок в садике, ее из офиса не выпускают, а позвонить мужу нельзя? «Это ваши проблемы» - ответили они и удалились.
А мы остались в офисе. Часы показывали половину седьмого. Пытаться хоть как-то наверстать упущенный рабочий день было бесполезно – сервер безнадежно «упал». Так что нам оставалось лишь наблюдать в окно за тем, как наши суровые гости шагают по улице, да гадать, в чем же так провинился директор соседней фирмы, что ради пресечения его злодеяний государству не жаль поставить на уши несколько десятков совершенно законопослушных граждан? Ради чего надо было задерживать их без каких-либо внятных объяснений? И что сегодня можно считать достаточным основанием для проведения несанкционированных обысков?
Причина выяснилась довольно быстро: оказывается, его компания «Практик-центр» по роду своей деятельности занимается регистрацией фирм. Так вот: несколько лет назад она, вроде бы, зарегистрировала какую-то организацию, директор которой, вроде бы, потом стал как-то мошенничать. Надеемся, это были очень крупные мошенничества – и в скором времени команда наших посетителей-оперативников непременно их раскроет, вернет государству огромную сумму денег и получит поощрение по службе. А мы, в свою очередь, будем рассказывать своим детям, как стали косвенными свидетелями того, как было раскрыто «преступление XXI века».
Очень, знаете ли, мы на это надеемся. Потому что все, о чем нам остается вспоминать сейчас – это потерянный рабочий день, испорченное настроение и сервер, ремонт которого займет неизвестно сколько времени. А также прямой убыток в 130 тысяч рублей и масса косвенных, подсчет которых еще предстоит. Например, репутационные потери, неустойки от несвоевременно выполненных обязательств, и так далее. Одна только база данных стоит как минимум три миллиона рублей – хотя, вообще-то, во сколько можно оценить плоды трехлетнего труда всего нашего коллектива, которые были уничтожены мгновенно, одним движением руки оперативника, дернувшего шнур из розетки? Хочется верить, что все это было сделано в интересах государства. Правда ведь, Господин следователь?
P.S.: Кстати: наблюдая из окна за поведением посетивших нас оперативников, мы пришли к выводу, что, вполне возможно, не все они принадлежат к категории «злых следователей». Во всяком случае, оперативник Константин явно сочувствовал одной из понятых, по-видимому, очень напуганной криминогенной обстановкой в наших офисах, и всячески пытался ее успокоить. В ход шли объятия, поцелуи и прочие действия, далеко выходящие за рамки наших представлений о том, как должен общаться следователь с независимой понятой, которую он, вроде бы, видит впервые. Так что Константин, наверное, добрый. Да и остальные не злые. Подумаешь, в офисе весь день продержали. А могли ведь и стрельбу открыть: если верить теленовостям, в наших органах и таких красавцев хватает.
P.P.S. Хотя убыток, конечно, хотелось бы все-таки вернуть – и в настоящее время мы думаем над соответствующим исковым заявлением.
Итак, что думают наши эксперты и посетители? Добросовестно ли действовали милиционеры в данной ситуации? Позволительно ли им держать людей взаперти, даже в качестве свидетелей обыска и не отпускать даже по неотложным личным делам? Ждем Ваших комментариев.