Anonymous
898 дней назад
Встречаются на практике такие ситуации, когда в лицензионном договоре, который предлагают нам подписать на предоставление нам неисключительных прав на использование ПО, много написано о том, что мы должны как-то способствовать продвижению ПО правообладателя. Целые главы в договоре о том, что мы должны разместить на своем сайте информацию об этом ПО, логотип правообладателя, что-то еще делать для "продвижения". По сути, это похоже на рекламу.
Не может ли получиться так, что налоговики (не уверен, что мой вопрос ближе к налоговому праву, поэтому тут написал) или кто-то другой сочтут это договором смешанного типа, состоящим из лицензионного, по которому правообладателю платим мы и еще договора, по которому мы оказываем правообладателю какие-то услуги по рекламе ПО? К тому, же еще и безвозмездно оказываем.
Есть разумная граница, когда подобный лицензионный договор превращается из-за слов про продвижение ПО во что-то большее? Ну, наверное, про правообладателя и его копирайт мы должны сказать на своем сайте, раз он ставит такое условие при использовании ПО, - и это еще не реклама. А если он хочет, чтоб мы опубликовали на сайте текст о преимуществах его ПО, какие-то отчеты о позитивном его использовании и т.п.?
Зависит ли это еще от того, используем ли мы ПО только для своих нужд или даем лицензии другим по сублицензированию, то есть рекламируем, чтоб реализовать кому-то лицензии от своего имени?
Или это все напрасные страхи?
Виталий Селиванов
Все таки это ближе к теме налогообложения.
Согласен, что условие об обязательствах по продвижению на первый взгляд могут выглядеть как оказание рекламных услуг в пользу правообладателя. Безвозмездными их не назовешь, т.к. отсутствие в договоре условия о цене услуг еще не означает их безвозмездности (см. п.3 ст.423, п.3 ст.424 ГК РФ).
Однако целью такого договора является не продвижение ПО в интересах правообладателя, а получение имущественных прав. Наличие в договоре встречного обязательства еще не означает оказание услуг в пользу контрагента. Иначе по большинству догвооров была бы встречная реализация и доход. Хотя, на мой взгляд, условие о продвижении программных продуктов в достаточной мере соответствует целям договора когда, лицензиат осуществляет их дальнейшее распространение или сублицензирование, поскольку увеличение спроса также и в его интересах. Поэтому разумные пределы все же есть.
Например, когда речь в договорах идет о предоставлении неких статистических данных (которые иной раз тянут на отдельное маркетинговое исследование рынка), я пытаюсь привязать эти условия к расчету вознаграждения за использование, либо показать каким-нибудь другим образом, что исполнение договора без данного условия затруднительно.
С позиций НК РФ определить сумму налога расчетным путем в связи с отсутствием учета объекта налогообложения (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ) ИФНС будет сложно, т.к. необходимо соблюсти все требования, указанные в п.4-11 ст.40 НК РФ, для установления рыночной цены по идентичным (однородным) услугам.