optimizator
537 дней назад 04.04.2008
1. При сублицензировании ПО сублицензиар дистрибьютор может назначать конечному пользователю любую разумную договорную цену за использование ПО по сублицензионному договору определенными способами, эта цена никак не обязана быть связанной с ценой, по которой сублицензиар, будучи лицензиатом, сам платит правообладателю-лицензиару?
Цена для пользователя у дистрибьютора может быть выше, ниже, изначальной цены правообладателя, она не обязана быть как-то связана с необходимостью выделить по цене один способ использования из всех разрешенных?
К примеру, дистрибьютору разрешен правообладателем определенный набор способов использования ПО за 100р на все способы разом. Дистрибьютор по сублицензированию разрешил пользователю все то же, но за 200р. Или разрешил один способ использования за 30р. Это все возможно и не вызывает накаких неблагоприятных налоговых, в частности, последствий?
2. Это (п.1 выше) никак не влияет на льготу ст.149 НК и отсутствие НДС? НДС нет при любых ценах у дистрибьютора в отношениях с пользователем и комбинациях способов использования ПО?
НДС при наличии лицензионного (сублицензионного) договоров нет независимо от разницы в ценах и прибыли сублицензиара?
Виталий Селиванов
Если в лицензионном договоре отсутствуют ограничения по ценообразованию, то в последующих сделках лицензиат вправе определять размер вознаграждения как и все прочие самостоятельные субъекты гражданского оборота.
Работа в убыток, конечно, может вызывать у нарлоговс вопросы, однако не по отдельным сделкам, как я полагаю, а по итогам налогового периода. Т.е. установление цены ниже закупочной может быть определено, например, маркетинговой политикой дистрибьютора по породвижению ПО на рунке. Вполне возможно, что последний готов раздовать ПО даром, чтоб впоследствии оказывать услуги техподдержки.
На НДС это также никак не влияет. Хотя сложно отвечать в общем. Может конкретизируете цели вопроса, чтоб состоялась мало-мальская дискуссия?
optimizator
Цитата:
Если в лицензионном договоре отсутствуют ограничения по ценообразованию, то в последующих сделках лицензиат вправе определять размер вознаграждения как и все прочие самостоятельные субъекты гражданского оборота.
Работа в убыток, конечно, может вызывать у нарлоговс вопросы, однако не по отдельным сделкам, как я полагаю, а по итогам налогового периода. Т.е. установление цены ниже закупочной может быть определено, например, маркетинговой политикой дистрибьютора по породвижению ПО на рунке. Вполне возможно, что последний готов раздовать ПО даром, чтоб впоследствии оказывать услуги техподдержки.
На НДС это также никак не влияет. Хотя сложно отвечать в общем. Может конкретизируете цели вопроса, чтоб состоялась мало-мальская дискуссия?
Конкретизирую. Про цены, НДС, прибыль, аффилированность. Крутятся в сознании разные практические вопросы.
1. Цена - лицензионное вознаграждение. Насчет свободной договорной цены, налоговиков и убытков - да, пожалуй, цена при сублицензировании у дистрибьютора и реселлеров может никак прямо и явно не зависеть от цены в договоре правообладатель-дистрибьютор. И убытки - за период или вообще их сложно считать.
Если дистрибьютор платит определенную сумму вознаграждения правообладателю за несколько способов использования ПО разом, в лицензионном договоре нет ограничений, а потом при сублицензировании предоставляет пользователю лишь один, к примеру, способ использования (воспроизведение), - то почему, собственно, вознаграждение при сублицензировании за один способ использования не может быть меньше всех разрешенных способов?
Другие способы использования полезны дистрибьютору каким-то другим образом, тоже приносят прибыль, может быть - опосредовано.
Ну, больше тоже, отчего ж не брать больше - надо заработать.
2. НДС. Казалось бы, да. Черт попутал встретить аудиторов (юристы тоже у них есть) - не привыкли они к новым льготам по НДС и ч. 4 ГК, что ли. Почему-то считают, что разница в ценах (вознаграждении) между "продал-купил" облагается НДС. Наверное, путают лицензионный и сублицензионный договоры с посредническим.
3. Прибыль при сублицензировании. Предположим, заплатил дистрибьютор правообладателю фиксированное разовое лицензионное вознаграждение 100 рублей за все разрешенные способы использования на весь срок лицензионного договора. За несколько лет собрал с пользователей 100 000 рублей при сублицензировании. Сверхприбыль прямо таки радует. Кроме солидного налога на прибыль у дистрибьютора, есть ли еще какие-то налоговые неприятности у правообладателя (продешевил? но он так оценил возможности дистрибьютора на рынке и его потенциальный доход)? У дистрибьютора?
4. См. п. 3. А если правообладатель и дистрибьютор - разные компании с одним и тем же учредителем? Такое у меня впечатление, что все налоговые изыски по всяким аффилированностям и взаимозависимостям в РФ предполагают поиск того, кто как бы занизил прибыль. Чем это грозит нашему правообладателю из п.3 моего вопроса? У него нет убытков, он не покупал и не продавал чего-то из товаров с понятной и сопоставимой с чем-то ценой, - он всего лишь недооценил возможности по распространению дистрибьютора на рынке и его потенциальный доход. Ну, на самом деле, хотел, чтоб деньги там были, в фирме дистрибьютора. И что плохого?
5. Усугубим или упростим пример п.4. Правообладатель к тому же нерезидент РФ. Дистрибьютор - резидент РФ. Учредитель - одно физ.лицо. И что плохого? По-моему, прибыль правообладателя пусть беспокоит налоговые органы его государства, если там их что-то такое вообще беспокоит. Сверхприбыльному же дистрибьютору в РФ будут у нас все рады, я прав?
Виталий Селиванов
1/ Обращу еще внимание, что теперь в лицензионном договоре не нужно указывать вознаграждение за каждый способ использования. Поэтому предполагаемая Вами возможность налоговых претензий по обоснованию расходов на выплату вознаграждения по большему объему способов использования ПО еще ниже, чем кажется на первый взгляд.
2/ Спросите их прямо, с чего они это взяли?
3/ Не вижу никаких проблем, т.к. на рынке нет сопостовимых услуг (ПО как произведение может быть просто уникальным). Да и оснований для проверки цен по ст.40 НК РФ может не быть.
4/ А вот здесь возникают основания для проверки. Но помним про уникальность продукта.
5/ В последнем случае добавляется еще одно основание для проверки. Но здесь Вы тоже правы, т.к. нарлоги обычно проверяют обоснованность расходов.