Елена
306 дней назад 25.11.2008
Здравствуйте!
сейчас многие используют в качестве мобильного контента песни из наших старых мультиков, но мне непонятна ситуация с авторскими и смежными правами на эти песни, кому же они принадлежат Киностудии союзмультфильм, создавшей этот мультик или непосредственно авторам этих песен. В соответствии с ГК РСФСР 1964 г. ст. 486 авторские права на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку, этого же мнения придерживается Министерство культуры, но в этой же статье имеется пункт следующего содержания: Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. При этом в соответствии со ст. 479 ГК РСФСР Автору принадлежит право:
на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами.
Я знаю что в советские времена при создании фильмов, да и мультфильмов наверное тоже, все имущественные права забирались у автора, кроме того многие песни создавались под заказ, существовали типовые договоры, которые заключались с авторами, но в тот момент не существовало понятия интернет и мобильный контент, это новые способы использования. Вопрос состоит в следующем кто же может давать разрешение на использование песен из мультиков в качестве мобильного контента и в сети интернет ФГУП "Союзмультфильм" или только авторы этих песен?
Виталий Селиванов
ИМХО, в соответствии с ГК 1964 г. за предприятием охранялось авторское право на кинофильм или телевизионный фильм как самостоятельный вид произведения. При этом по авторским договорам с композитором и другими авторами произведений, вошедших составной частью в такой кинофильм, предприятию могли передаваться принадлежащие им авторские права на опубликование, воспроизведение и распространение произведения всеми дозволенными законом способами.
Однако ряд правомочий (способов использования) произведений не был предусмотрен ранее действовавшим законодательством. В связи с этим вполне правомерен вопрос о наличии у предприятий полного объема прав на распоряжение музыкальными произведениями любыми, дозволеными на настоящий момент способами.
Поскольку запродажа прав на произведения не допускалась, а новые права должны возникать непосредственно у авторов произведений, думаю, Ваши сомнения имеет под собой хорошие основания.
Однако нужно ли для распространения рингтонов право на доведение? По-моему, для этого достаточно права на воспроизведение и распространение, т.к. в чистом виде их доведение до всеобщего сведения не требуется. Более полная аргументация по данному вопросу изложена в моих статьях, посвященных обороту "мобильных" произведений, с которыми Вы можете ознакомиться на этом сайте.
Елена
Виталий, а почему для рингтонов не нужно право на доведение до всеобщего сведения, ведь при продаже рингтонов их размещают на интернет витринах где их так же можно прослушать, разве это не использование права на доведения до всеобщего сведения?
В принципе для использования произведения в качестве мобильного контента (рингтон, реалтон, рингбэктон и др.) мы в договорах с правобладателями указываем права на воспроизведение, распространение, переработку и доведение до всеобщего сведения, из всех этих прав у союзмультфильма как автора мультиков на основании закона имеются только права на воспроизведение и распространение, а права на переработку и доведение до всеобщего сведения необходимо получать у авторов произведения. Так ли это?
Елена
извините Виталий, но у меня возник еще один вопрос необходимо ли при использовании аудиовизуального произведения получать разрешение на использование смежных прав? в момент создания мультиков понятие смежных прав не существовало, в законе 1993г. ст.13 у изготовителя аудиовизуального произведения возникают тоже только авторские права о смежных правах ничего не говориться применительно к аудиовизуальным произведениям, но понятие смежных прав уже существует.
Виталий Селиванов
То, что Вы включаете в договор данные правомочия - это в общем стандартная ситуация, когда требуют больше, чем нужно на самом деле. Могу согласиться , что правомочие а доведение до всеобщего сведения требуется в случае интернет-рекламы и в частности предварительного прослушивания через отрывков музыкальных произведений.
Еще раз повторюсь, что киностудия получала по закону авторские права на фильм в целом, а не составляющие его произведения, пользующиеся самостоятельной охраной. Что касается смежных прав - смотрите с какого момента они начинают защищаться законом. Сейчас смежные права переходят на основании договора с исполнителями.
Елена
Виталий, смежные права как отдельный вид прав был введен в гражданских оборот в момент вступления в силу ФЗ "Об авторском праве и смежных правах" 1993г. Этот закон применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона. Договор на использование мультиков подписан после введения в силу закона поэтому в договоре должны быть отражены и авторские и смежные права?
Что касается исполнителей то получить разрешение у всех исполнителей не представляется возможным многих нет в живых, да и это огромные трудозатраты.
Кроме того, фонограммы при создании мультфильмов записывались на студии Союзмультфильм, соответственно если применять новый закон то Союзмультфильм является владельцем фонограмм.
Что же делать в данной ситуации получается сейчас использовать музыкальные произведения из мультиков в качестве мобильного контента только лишь на основании договора с союзмультфильмом нельзя?
Виталий Селиванов
Я ведь не зря обратил Ваше внимание на дату, с которой начинают защищаться смежные права. Возникли они не в 1993 г., как Вы пишите, а в 1991 г., если память вне не врет, т.к. были упомянуты в Основах гражданского законодательства.
Кроме того, по Постановлению ВС РФ о введении в действие Закона об авторском праве, в качестве смежных стали охраняться ранее обнородованные радио и телепередачи.
Попытайтесь с этих позиций проследить статус интересующих Вас исполнений музыкальных произведений, вошедших в состав мультфильмов.
Елена
Вряд ли мультфильмы можно отнести к телепередачам или радиопередачам, они больше подходят к определению кинофильм или телевизионный фильм, а по закону 1993г. к определению аудиовизуального произведения, а эти объекты и в новом законе остались объектами именно авторского права, в этом-то и проблема, являются ли музыкальные произведения входящие составной частью в мультфильм или кинофильм объектом смежного права.
Что касается закона 1991 г. то возможно Вы правы, но он уже не действует соответственно не распространяется на отношения возникающие сейчас или возникшие после 1993г.