Задать вопрос русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Письмо Минфина РФ от 22.06.2018 N 03-07-13/1/42861

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2018 г. N 03-07-13/1/42861 О применении НДС в отношении услуг по предоставлению доступа к программному продукту, оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту

Вопрос: Российская организация (правообладатель, исполнитель, владелец программного продукта) имеет намерение заключить с белорусской компанией (пользователь) Договор, предметом которого является оказание услуг путем предоставления доступа к программному продукту (электронному), принадлежащему российской компании и расположенному по адресу: https://___.ru.

Перечень оказываемых услуг включает в себя:

  • удаленный доступ Пользователя к Клиентской программе, включая обновления к ней и дополнительные функциональные возможности;
  • оказание Пользователю через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием Клиентской программы, для установления контактов и совершения продаж розничными покупателями интернет-магазина Пользователя, размещенного на домене в зоне .by;
  • обеспечение (предоставление права) размещения интернет-магазина, принадлежащего белорусской организации, на домене в зоне .by, титульным владельцем (управляющим) которого является российская компания.

Согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, применяются правила и нормы международных договоров.

При осуществлении сделок, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) между странами - членами ЕАЭС, необходимо учитывать положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Согласно п. 2 указанного Протокола под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав. В свою очередь, под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц.

При оказании услуги (выполнении работ) в пределах ЕАЭС используется особый порядок налогообложения НДС.

В соответствии с п. 28 данного Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола).

Иными словами, порядок налогообложения при выполнении работ, оказании услуг регулируется национальным налоговым законодательством той страны, территория которой является местом реализации. От этого зависит регулирование налогообложения начиная с определения налоговой базы и ставок налога, заканчивая определением порядка его уплаты и установлением льгот.

Место реализации для целей исчисления НДС при работе с партнерами из Беларуси определяется согласно п. 29 разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Протокол).

В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола, если иное не предусмотрено подпунктами 1-4 настоящего пункта, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена.

Услуги по предоставлению доступа к нашему программному продукту не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола.
Соответственно, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется на территории государства исполнителя услуг (пп. 5 п. 29 Протокола). Исполнитель - российская организация, а значит, место реализации услуги для целей исчисления НДС территория РФ. Российская организация, получающая вознаграждение как Исполнитель по договору, будет являться плательщиком НДС.

Правильно ли мы понимаем: что для описываемого вида услуг местом оказания будет являться территория РФ, и для российской компании это будет налогооблагаемая операция по НДС?

Готовое решение для вашего бизнеса
На использование программной платформы/ облачного сервиса

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению доступа к программному продукту, оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по предоставлению доступа к программным продуктам определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту, признается территория Российской Федерации, и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Комментарии к Письму Минфина от 22 июня 2018 г. N 03-07-13/1/42861

Представленная в Письме Минфина позиция о необходимости уплаты НДС на территории России представляется нам ошибочной. В данном случае Минфин основывает свою позицию на буквальном толковании положений п.29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании.

Действительно в упп.4 п.29 Протокола прямо не поименованы услуги по предоставлению доступа к функционала программного обеспечения. Однако фактически данные услуги относятся к иному предмету деятельности, указанному в данном перечне. Предоставление доступа или обеспечение возможности использования программного обеспечения удаленным способом, равно как и предоставление лицензии на использование ПО через Интернет, необходимо относить к услугам по обработке информации.

Согласно легальному определению для целей взимания НДС в России к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ).

В результате использования ПО удаленным способом осуществляется обработка информационных запросов, поступающих от пользователя по протоколам передачи данных, и предоставление в ответ результатов обработки в полном соответствии с приведенным выше определением.

С учетом этого для целей налогообложения НДС экспортируемых услуг по договорам SaaS следует применять условия пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, согласно которым местом реализации услуг по обработке информации признается место нахождения покупателя таких услуг, а не исполнителя.

Данные правила в равной мере применимы к условиям налогообложения услуг SaaS по международным контрактам между сторонами, резидентами государств ЕАЭС. поскольку пп.4 п.29 Протокола также предусматривает налогообложение НДС услуг по обработке информации по месту нахождения покупателя.

Хотите обсудить налоговые риски по договору SaaS с учетом ваших особенностей?
Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Налоги в ИТ

Оценка:
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документовНовости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2019 Правовая информация