Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Использование слова Россия в названии компании

Кейс по использованию слова Россия в названии компании

К нам неоднократно поступали вопросы о возможности использования слов "Россия" и "Российский" в названии компании.

Существуют ли какие-то препятствия регистрации такого наименования?

Согласно положениям действующего законодательства, для использования в наименовании компании слов "Россия", "Российская Федерация", а также производных от них (например, "Российский") необходимо разрешение Минюста РФ.

Разрешение может получить компания, которая:

  1. имеет филиалы и/или представительства в более чем половине субъектов РФ, или
  2. относится к крупнейшему налогоплательщику, или
  3. более 25% акций (долей) которой находятся в собственности государства.
Готовое решение для вашего бизнеса
Документы для открытия фирмы и защиты разработок, проверенные на практике

Выданное Минюстом решение может быть отозвано, если компания перестала удовлетворять указанным требованиям. Однако действие решения сохраняется, в случае изменения организационно-правовой формы или именной части фирменного наименования (подробнее см. Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52).

Рассмотрим более подробно данный вопрос на примере дела NА59-1463/2018, в котором налоговая пыталась вынудить компанию изменить наименование "Верос" из-за того, что входящий в название слог «рос» указывал, по их мнению, на связь компании с государством, являлся сокращением от "Россия", а компания не предоставила разрешения Минюста.

Однако суд кассационной инстанции не поддержал выводы налоговой, поскольку инспекция не предоставила доказательств, свидетельствующих о том, что слово "Верос" является сложносокращенным словом (часть "ве" не имеет смыслового значения), а "рос" является сокращением от "Россия". Кроме того, данное слово переводится с удмуртского как "Рассказ".

Стоит отметить, что в случае наличия соответствующих доказательств, компании бы потребовалось разрешение на использование слога "рос". В качестве альтернативного варианта (например, когда компания не отвечает необходимым требованиям), организации могут свободно использовать в названии слова со слогом "рус" (производное от "русский"). Получать для этого разрешение не нужно.

Таким образом, при выборе фирменного наименования нужно быть осторожным и предварительно оценить его с точки зрения соответствия требованиям законодательства, предъявляемым к фирменным наименованиям.

Не лишней будет и оценка обозначения на соответствие требованиям законодательства о товарных знаках, поскольку регистрация наименования в качестве товарного знака весьма распространена.

Также перед регистрацией рекомендуем проверить наименования по базе ЕГРЮЛ и базе товарных знаков, поскольку в случае конкуренции между фирменными наименованиями и/или товарными знаками, регистрация сохранится за тем средством индивидуализации, права на которые возникли раньше.

Ключевые выводы из Постановления СИП от 13.12.2018 г. по делу N А59-1463/2018:

1. В соответствии с п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.

2. Действующее законодательство содержит ряд ограничений в отношении фирменного наименования, в частности включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

3. При этом, согласно п. 58.3 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» вышеуказанное ограничение, распространяется также на слово "Российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).

4. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства, налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить к такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 ст. 1473 ГК РФ).

5. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что содержащееся в полном или сокращенном фирменном наименовании ответчика – "Верос", сочетание букв – "РОС" представляет собой общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от "Российский", "Россия", вызывающее стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности ответчика или с особой значимостью его деятельности в государственных интересах.

Также "Верос" в переводе с удмуртского языка на русский язык обозначает "Рассказ", что подтверждается общеизвестными данными сети Интернет, и инспекцией не оспаривается.

Кроме того, инспекцией не представлено доказательств того, что фирменное наименование общества "Верос" является сложносокращенным словом, образованным путем соединения второго слога слова "Россия" и другим словом или его частью. Наличие смыслового значения у другой части слова – "ВЕ" также не доказано.

С учетом изложенного заявление удовлетворению не подлежит.

Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Товарный знак

Оценка:
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2020 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2020 Правовая информация