Когда логотип становится товарным знаком
Бизнес начинается с идеи, поэтому не удивительно, что ее создатель озабочен тем, чтобы оградить себя от конкурентов/плагиаторов. Однако он неизбежно столкнётся с проблемой, что идеи как таковые не охраняются, для их охраны необходимо их как-либо выразить, а иногда нужно и зарегистрировать, последний случай относится и к товарным знакам.
Логотип является продуктом идеи дизайнера, однако, когда дизайнер передает вам его по акту приема-передачи, в составе брендбука или иным образом, вы получаете исключительное право на «картинку-логотип», как объект авторского права, но вовсе не на товарный знак.
Товарным знаком логотип становится только после прохождения процедуры государственной регистрации в Роспатенте.
Только охрана логотипа в качестве товарного знака позволит предъявлять иски в связи с нарушением права на товарный знак, пользоваться преимущественным правом на регистрацию товарного знака в качестве доменного имени, а также обеспечит вам уверенность в том, что используемое обозначение не является чужим товарным знаком.
При этом регистрация является обязательным условием не только для возникновения права на товарный знак, но и для последующей передачи или предоставления прав на него.
Все вышесказанное ярко демонстрирует пример из недавней судебной практики. Так, в деле № А40-81485/2018 стороны заключили договор франшизы предоставив при этом право на незарегистрированный логотип, упустив из виду то, что без регистрации логотип товарным знаком не является, а предоставление товарного знака – обязательное условие договора коммерческой концессии (франчайзинга), без которого он таковым не считается (и соответственно, предоставление права на логотип по договору не нуждается в регистрации).
Таким образом, еще одним преимуществом регистрации товарного знака является возможность в последующем заключать договоры коммерческой концессии (франчайзинга), который предоставляет правообладателю больший объем полномочий и возможности контроля за деятельности франчайзи в сравнении с лицензионными и смешанными договорами.
Ключевые моменты из Постановления СИП от 14.12.2018 г. по делу N А40-81485/2018:
1. Сторонами согласовано, что логотип, право использования которого передается по договору, является объектом авторского права, исключительное право на которое принадлежит ответчику. Передаваемое по договору право на ноу-хау также не нуждается в регистрации, исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ).
2. Договор о сотрудничестве касается передачи права на использование логотипа и иных объектов интеллектуальной собственности, не подлежащих государственной регистрации, тогда как договор коммерческой концессии (франшизы, франчайзинга) подразумевает, в частности, предоставление права использования зарегистрированного товарного знака, что и обусловливает необходимость государственной регистрации предоставления прав по договору в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
3. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Спорный договор является смешанным и включает условия как лицензионного договора, так и договора возмездного оказания услуг. При этом в части положений о лицензии договор регулирует правоотношения сторон, касающиеся передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности, не подлежащих государственной регистрации, в связи с чем такой договор также не подлежит регистрации.
Следовательно, договор нельзя признать недействительным из-за отсутствия регистрации.
Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
Узнать цену | Задать вопрос |