Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

НДС для программного обеспечения

Ранее мы сообщали о том, что с 2021 года были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым льгота по НДС действует теперь только в отношении ПО, включенного в Реестр российского программного обеспечения.

В связи с чем, если поставляемая программа отсутствует в отечественном реестре программ, то прежние условия договора о цене со ссылкой на освобождение от НДС следует изменить на новые, с указанием цены и НДС. Исключение составляют случаи, когда поставщик не применяет НДС по иным причинам: организации и ИП на УСН, резиденты Сколково и т.д.

Включение программ для ЭВМ в Реестр российского ПО Минцифры

Однако до сих пор далеко не все поставщики программного обеспечения, которое отсутствует в реестре, внесли изменения по НДС в свои договоры. Последствия могут привести к разночтению в условиях договора сторонами: заказчик будет считать, что цена в этом случае уже включает НДС, поставщик же, что НДС должен уплачиваться сверх цены. Кто прав в этой ситуации?

Спор по данному вопросу дошел до Верховного суда РФ, который рассматривая дело №А40-236292/2022 пришел к следующему выводу: НДС начисляется сверх суммы, поскольку по условиям договора, цена НДС не облагается (т.е. не включает в себя НДС), а бремя уплаты данного налога с экономической точки зрения в этом случае ложится именно на покупателя (заказчика) и не предполагает уплату НДС поставщиком за собственный счет.

Суть дела: Компания-поставщик (лицензиат) заключила с банком (сублицензиат) сублицензионный договор в отношении программного обеспечения «Microsoft» в 2019 году. Договор предусматривал, что вознаграждение не облагается НДС на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

После вступления в силу изменений в НК РФ, лицензиат со ссылкой на то, что указанное ПО не включено в реестр российского ПО, направил банку документ об оплате вознаграждения, в состав которого включил НДС. Банк не согласился с таким порядком расчетов и отказался выплатить вознаграждение в размере, увеличенном на сумму НДС.

Суд первой инстанции и Суд по интеллектуальным правам (кассация) встали на сторону банка и отказали в удовлетворении, сославшись на ст. 309, 424 ГК РФ, согласно которым установленная в договоре цена является твердой и изменению не подлежит, сторонами соглашений по изменению размера вознаграждения не заключалось. Более того, суды посчитали, что изменения внесенные в НК РФ не распространяются на данный договор, поскольку передача ПО, как и выплата части вознаграждения были совершены до внесения изменений в НК РФ.

Однако суд апелляционной инстанции и Верховный суд РФ с ними не согласились, указав, что изменение цены в данном случае обусловлено изменением налогового законодательства и применяется с 01.01.2021 независимо от даты и условий заключения договора. Поскольку цена договора, согласованная сторонами, не предусматривала НДС, то лицензиат правомерно предъявил банку сумму с добавлением НДС. Кроме того, НДС – это часть цены договора, которая подлежит уплате налогоплательщику со стороны покупателей, т.е. в данном случае бремя по его уплате ложится на сублицензиата.

Основные выводы из Определения СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2024 г. по делу N А40-236292/2022:

1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1 и 2 статьи 424 ГК РФ).

2. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).

3. По своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг. Таким образом, по общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей.

Поскольку НДС является косвенным налогом, дополнительным к цене продаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, эту цену увеличивает, бремя его уплаты фактически ложится не на поставщиков (исполнителей), а на покупателей (заказчиков).

Это предопределяет необходимость обеспечения нейтральности НДС по отношению к процессу производства и реализации товаров (работ, услуг) субъектами хозяйственного оборота, которые участвуют в процессе сбора налога, выступая его юридическими плательщиками, но не должны уплачивать налог за свой счет в экономическом смысле.

4. Включение НДС в цену реализуемых товаров (работ, услуг) необходимо для того, чтобы обеспечить возможность переложения налога на покупателя в цене товаров (работ, услуг) и, тем самым, освободить продавца (исполнителя) от бремени НДС, подлежащего уплате в бюджет в связи с исполнением договора.

Таким образом, если совершаемые между участниками оборота операции становятся облагаемыми вследствие изменения законодательства, то по общему правилу цена, по которой оплачивается исполнение договора, не включавшая в себя НДС, должна быть увеличена на сумму налога в силу закона (п. 1 ст.424 ГК РФ, п.1 ст. 168 НК РФ), за исключением случаев, когда иные гражданско-правовые последствия изменения условий налогообложения будут предусмотрены нормативными правовыми актами или иное соглашение о размере цены, включающей в себя налог, не будет достигнуто между сторонами.

5. В Законе N 265-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в НК РФ, отсутствуют переходные положения, которые позволяли бы сделать вывод о праве участников оборота продолжать исполнение договоров по ранее согласованным ценам без необходимости уплаты НДС.

В силу внесенных Законом N 265-ФЗ изменений в условия применения освобождения от НДС, предусмотренного пп. 26 п. 2 ст.149 НК РФ, в отношении услуг по передаче прав на использование программного обеспечения, не включенного в Реестр российских программ, оказанных начиная с 01.01.2021, подлежит уплате НДС по ставке 20% независимости от даты заключения договоров.

Предоставление лицензиатом сублицензиату права использования программного обеспечения для целей обложения НДС подлежит квалификации в качестве услуги, моментом оказания которой признаются периоды пользования программным обеспечением, предоставленного по лицензии, а не дата заключения договора (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, п.9 Постановления Пленума N 33).

Следовательно, в отношении сублицензионного вознаграждения, подлежащего уплате за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, лицензиат правомерно увеличил размер вознаграждения на сумму НДС, а сублицензиат был обязан произвести оплату вознаграждения в увеличенном размере.

Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Налоги в ИТ Регистрация ПО Лицензионный договор

Оценка:
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация