Право преждепользования и товарный знак
ПРАВО ПРЕЖДЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Право преждепользования – термин из патентного права, подразумевающий возможность безвозмездного использования тождественного решения, созданного до даты приоритета патента.
В отношении товарных знаков также не редкость ситуации, когда предприниматель, использующий незарегистрированное обозначение, в будущем сталкивается с конкурентом, использующим сходный или тождественный зарегистрированный товарный знак.
В связи с чем возникает вопрос – можно ли продолжать и дальше использовать незарегистрированное обозначение? Действует ли правило преждепользование для товарных знаков?
Ответ на эти вопросы содержится в решении по делу N А14-19259/2017, в котором суд кассационной инстанции отменив решения нижестоящих судов и направив дело на новое рассмотрение указал, что защита прав преждепользователя предусмотрена только в отношении объектов патентного права – изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Другими словами, право преждепользования не распространяется на товарные знаки. Более того, основной функцией товарного знака является индивидуализирующая, т.е. с помощью товарного знака потребитель может отличить товары одного производителя от товаров другого производителя. В случае использования одинаковых обозначений несвязанными друг с другом предприятиями в отношении одной и той же продукции, в глазах потребителей несомненно происходит смешение. В связи с чем, существование права преждепользования в принципе невозможно в отношении товарных знаков.
Также не имеет значение в одном или разных регионах осуществляют свою деятельность преждепользователь и правообладатель товарного знака, т.к. охрана товарного знака распространяется на всю территорию РФ.
Таким образом, для защиты своих прав на обозначение преждепользователю необходимо оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку.
Выкладки из Постановления СИП от 05.12.2018 г. по делу N А14-19259/2017:
1. Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
2. В силу п. 3 ст. 1252 ГК РФ при нарушении исключительного права правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения.
3. Правообладателю товарного знака может быть отказано в защите прав в случае наличия злоупотребления правом. Однако по смыслу п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.
В данном случае выводы о злоупотреблении правом сделаны при неправильном применении статьи 10 ГК РФ, недостаточно мотивированы и противоречат материалам дела и установленным обстоятельствам.
4. Суды пришли к неправомерному выводу о том, что использование ответчиком спорного обозначения до даты приоритета товарного знака истца может свидетельствовать о законности такого использования.
Данные выводы противоречат нормам права и правоприменительной практике, так как право преждепользования, согласно статье 1361 ГК РФ, действует только в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Законодательство о товарных знаках не устанавливает защиты для преждепользователя, функциональное назначение права преждепользования, известного патентному праву, исключает применение данного института при столкновении интересов лица, использующего обозначение товара, сходного до степени смешения с чужим товарным знаком, и интересов правообладателя товарного знака.
5. Также ошибочен вывод судов о том, что раз истец и ответчик осуществляют свою деятельность в разных регионах России, то у российского потребителя отсутствует опасность смешения товарного знака истца и обозначения, используемого ответчиком.
В силу ст. 1479 ГК РФ действие исключительного права на товарный знак распространяется на всю территорию Российской Федерации, независимо от удаленности регионов, где этот товарный знак может использоваться. При этом судами установлены обстоятельства сходства до степени смешения товарного знака истца и обозначения ответчика, а также однородность реализуемых сторонами услуг.
Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
Узнать цену | Задать вопрос |