Практика защиты различных средств индивидуализации
7 января 2015
Решение по делу о защите товарного знака
Суть дела по защите прав на товарный знак
Истец (ОАО «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона») обратился в суд с иском к ответчику (ООО «Конструкторско-Технологическое Бюро натуральных изысканий исследований железобетона) о прекращении незаконного использования товарного знака «КТБНИИЖБ» и взыскании 500 000 руб.
Основанием для подачи иска явилось незаконное использование ответчиком при осуществлении однородных видов деятельности словесного обозначения «КТБ НИИЖБ», сходного до степени смешения с принадлежащим истцу товарным знаком по свидетельству № 417719, на своем сайте в сети Интернет и в сокращенном фирменном наименовании.
Решением суда первой инстанции, оставленным в силе Судом по интеллектуальным правам, исковые требования удовлетворены частично (размер компенсации снижен до 250 000 руб.). Постановление суда апелляционной инстанции отменено.
Обоснование решения
1. Товарный знак истца зарегистрирован в 2009 г. Ответчик зарегистрирован в ЕГРЮЛ в 2011 г. путем реорганизации в форме преобразования, его правопредшественником является ЗАО «КТБ НИИ ЖБ» (зарегистрировано в ЕГРЮЛ в 2008 г.).
Таким образом, право на фирменное наименование правопредшественника ответчика прекратилось в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ, а закон не предусматривает правопреемства в отношении фирменного наименования юридического лица.
2. Суд апелляционной инстанции неправомерно установил наличие у ответчика исключительного права на коммерческое обозначение «КТБНИИЖБ», поскольку, как следует из материалов дела:
1) Ответчик не заявлял о возникновении у его правопредшественника и переходе к нему в результате реорганизации исключительного права на коммерческое обозначение «КТБНИИЖБ»;
2) Согласно п. 1 ст. 1538 и п. 1 ст. 1539 ГК РФ право на коммерческое обозначение возникает не ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия;
3) Исключительное право на коммерческое обозначение не возникает автоматически в результате регистрации юридического лица, имеющего фирменное наименование, произвольная часть которого может использоваться в качестве коммерческого обозначения.
Комментарии по спору
1. В силу пункта 6 ст. 1252 ГК РФ в спорах между правообладателями различных средств индивидуализации преимущество будет иметь СИ, исключительное право на которое возникло ранее.
Однако, если момент возникновения права на фирменное наименование определяется датой регистрации организации в ЕГРЮЛ, а права на товарный знак – датой подачи заявки на регистрацию ТЗ в Роспатент, то время возникновения права на коммерческое обозначение - с момента начала использования для индивидуализации предприятия.
2. В отличие от коммерческих обозначений и товарных знаков, права на фирменное наименование к правопреемнику не переходят (п.2 ст. 1475 ГК РФ).
Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
Узнать цену | Задать вопрос |