Законопроект о криптовалюте
3 апреля 2018
20 марта 2018 г в Государственную Думу. внесен законопроект №419059-7 «О цифровых финансовых активах», направленный на регулирование сферы выпуска и обращения криптовалюты, токенов. В законопроекте делается попытка легализации понятий майнинга, блокчейна и смарт-контрактов.
Данный проект уже не первый, ранее от Центрального банка и Министерства финансов РФ уже поступали предложения по законодательному урегулированию данной сферы. Внесенный депутатами проект учитывает положения предыдущих вариантов проектов, но также предусматривает и свои нововведения.
Рассмотрим подробнее основные положения предлагаемого проекта Закона «О цифровых финансовых активах».
1) Закрепление основных понятий в данной области: «цифровой финансовый актив», «цифровая транзакция», «цифровая запись», «валидатор», «оператор обмена цифровых финансовых активов», «валидация цифровой записи», «майнинг», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт», «цифровой кошелек» и др.
В частности, под «майнингом» понимается деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. При этом майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение 3х месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством РФ.
Как криптовалюта, так и токен являются имуществом, основные различия между которыми определяются целью выпуска (для токена это привлечение финансирования) и количеством эмитентов (один – для токена, множество – для криптовалюты). При этом оговаривается, что цифровые финансовые активы не являются законными средствами платежа на территории России.
Проектом предусмотрен новый вид договора (смарт-контракт), который заключается в электронной форме, а исполнение прав и обязательств по нему осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.
2) Проектом закреплена возможность совершения сделок по обмену на рубли или иностранную валюту токенов и только через оператора обмена цифровых финансовых активов (юридические лица – брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами и организаторы торговли) в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в ЦБ РФ.
Возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться ЦБ РФ по согласованию с Правительством РФ.
ЦБ РФ также будет определять максимальную сумму, на которую неквалифицированные инвесторы могут приобрести токены в рамках одного выпуска. Ранее, ЦБ РФ предлагал сумму в 50 тыс.руб., которая вероятно и будет установлена.
3) Вся информации о сделках с цифровыми финансовыми активами будет храниться в цифровом кошельке (специальное программно-техническое средство), которые открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения его владельцем процедуры идентификации (в соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Порядок открытия, ведения, закрытия цифровых кошельков, а также требования к их защите устанавливаются ЦБ РФ.
4) Отдельная статья посвящена особенностям процедуры выпуска токенов - ICO (Initial Token Offering).
Так, выпуск состоит из 2х этапов:
- Опубликование эмитентом в сети Интернет инвестиционного меморандума, публичной оферты о выпуске токенов, а также иных необходимых документов;
- Заключение договоров (смарт-контрактов).
Между этапами предусмотрена минимальная временная разница в 3 рабочих дня.
Публичная оферта должна включать следующие сведения:
- данные об эмитенте и его бенефициарном владельце (при наличии): наименование, адрес, официальный сайт;
- данные о депозитарии, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты и инвестиционного меморандума;
- цену приобретения токенов или порядок ее определения;
- дату начала заключения договоров о приобретении токенов;
- порядок и срок направления акцепта публичной оферты, порядок оплаты токенов;
- максимальную сумму, на которую могут приобрести токены неквалифицированные инвесторы;
- правила ведения реестра цифровых транзакций (включая порядок валидации);
- порядок открытия цифровых кошельков и доступа к реестру цифровых транзакций;
- иные сведения, определенные эмитентом.
Публичная оферта должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора эмитента-организации или предпринимателя-эмитента.
До опубликования публичной оферты реклама выпуска токенов запрещена.
Инвестиционный меморандум также должен содержать информацию об эмитенте, а также акционерах/участниках эмитента, цели выпуска токенов и направлении использования полученных в результате выпуска токенов средств (например, сведения о финансируемом проекте, его бизнес-план, сроки реализации и т.д.), условия предложения о привлечении инвестиций, права владельцев токенов и иную информацию, определенную эмитентом.
Инвестиционный меморандум также подписывается эмитентом (директором организации или индивидуальным предпринимателем).
Таким образом, законопроект хотя и вводит в правовое поле, но в довольно общих чертах регулирует рынок криптовалюты и токенов и несомненно еще будет дополняться в случае его принятия.
Большая часть проекта направлена на регулирование выпуска токенов, многое передано на установление ЦБ РФ. Со временем, очевидно, будут вводиться положения, направленные на регулирование правил оборота криптовалюты, а также иных цифровых финансовых активов. Тем не менее, важные шаги в данном направлении уже делаются и принятие закона, регулирующего сферу цифровых финансовых активов, лишь вопрос времени.
Обзор подготовлен Юридической компанией АйТи-Лекс