Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Географические указания - новый объект интеллектуальной собственности

18 апреля 2019

В соглашении ТРИПС, посвященном вопросам интеллектуальной собственности, к которому присоединилась РФ в 2012 году, одним из объектов интеллектуальной собственности значится географическое указание. Но до недавнего времени законодатель не выделял его и не определял его правовое регулирование. Только в июле 2018 в Государственную Думу был внесён законопроект № 509994-7, который призван внести соответствующие изменения в 4 часть Гражданского кодекса РФ.
Итак, что же такое географическое указание?
Согласно проекту, под ним понимается обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.
Как видно из определения, географическое указание напоминает уже существующий в ГК РФ объект – наименование места происхождения товара (НМПТ). В чем же разница между ними?
Стоит начать с того, что в России НМПТ, к сожалению, не получили такой популярности, как в ряде других стран. Как показывает статистика, количество регистраций в РФ примерно в 17 раз меньше, чем, например, в Евросоюзе. Однако ценность данного объекта не вызывает сомнений, поскольку НМПТ способствует узнаваемости не только отдельных товаров, но всего региона производства, его инвестиционной привлекательности.
Отсутствие популярности НМПТ вызвано несколькими причинами:
  • во-первых, правообладателем может быть только производитель продукта (но не производители сырья, перевозчики, хранители или распространители товара);
  • во-вторых, фактическое ограничение товаров, в отношении которых возможна регистрация НМПТ и отсутствие необходимых уполномоченных органов, которые бы выдавали заключения об особых свойствах товаров (например, таковые отсутствуют в отношении лечебной грязи, природных драгоценных камней и многих других товаров).
В связи с чем, в отличие от НМПТ, законопроект предусматривает более «мягкие» требования к географическим указаниям и их правообладателям.
Проектом, в частности, предполагается развести географические указания и НМПТ следующим образом: на территории географического объекта первого должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его особых характеристик, а на территории географического объекта НМПТ должны осуществляться все стадии производства товара, определяющие его особый свойства.
При этом обозначение не может быть одновременно и географическим указанием, и НМПТ.
Правовое регулирование объектов в целом сходно: они оба подлежат государственной регистрации, имеют свой знак охраны, одинаковый срок охраны (который действует пока имеется возможность производить товар, обладающий особыми свойствами), распоряжение в отношении них не допускается и пр.
Таким образом, географическое указание должно восполнить существующие пробелы в законодательном регулировании и предоставить охрану географическим обозначениям, которые не могут быть зарегистрированы как НМПТ, но обладают особыми качествами.

Товарный знак

Другие новости

© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2020 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2020 Правовая информация