Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Обзор Информационного сообщения Роспатента от 10.06.2020

12 июня 2020

Роспатент опубликовал 10 июня 2020 г. Информационное сообщения «О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям п. 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) ст. 1483 Гражданского кодекса РФ».

Основные выкладки по материалу представлены ниже:

1. В соответствии с п.8 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемыми в РФ фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями (их элементами), права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета товарного знака.

На практике это означает, что перед тем, как использовать обозначение не лишним будет провести проверку по Реестру юридических лиц и сети Интернет в целях выявления конкурентов, которые могут использовать такое же или сходное с интересующим вас обозначением наименование. Такая проверка позволит своевременно оценить риски и в случае отрицательной проверки либо отказаться от использования и регистрации обозначения, либо предварительно внести в него изменения, исключающие сходство с выявленными наименованиями.

2. После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в Роспатент письменное обращение о несоответствии товарного знака требованиям п. 8 ст. 1483 ГК РФ, которое будет учтено экспертизой.

Если вы узнали, что конкурент подал заявку на товарный знак, который аналогичен или сходен с вашим наименованием, у вас есть возможность предотвратить регистрацию такого знака подав письменное обращение в Роспатент с приложением доказательств, подтверждающих ваше права на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение.

Готовое решение для вашего бизнеса
Оформление прав на торговую марку в России и за рубежом

3. Фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческой организации, действует с момента включения в ЕГРЮЛ и прекращается в связи с прекращением юридического лица или изменением его названия. По п.8 ст. 1483 ГК РФ товарному знаку могут быть противопоставлены как фирменные наименования, включенные в ЕГРЮЛ РФ, так и наименования иностранных юридических лиц, зарегистрированных в одном из государств-участников Парижской конвенции (ст. 9 конвенции).

Не только аналогичное фирменное наименование российской компании может препятствовать регистрации товарного знака, но и название иностранного юридического лица. Однако одного такого сходства будет мало для противопоставления, необходимо чтобы название иностранной компании было хорошо известно российским потребителям, либо зарубежная компания должна осуществлять деятельность на территории РФ (продавать однородные товары/оказывать однородные услуги).

4. В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие или группу предприятий и нигде не регистрируется. Коммерческое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и быть известным потребителям на определенной территории. Право на него возникает не ранее момента начала фактического использования и прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно больше года.

Поскольку коммерческое обозначение не подлежит регистрации, на практике достаточно сложно доказать право на него и дату его возникновения. Поэтому не лишним будет своевременно позаботиться о регистрации фирменного наименования и/или товарного знака аналогичным коммерческому обозначению.

5. Обращение правообладателя фирмы или коммерческого обозначения против регистрации товарного знака должно содержать следующие сведения: номер заявки на регистрацию товарного знака, документы, подтверждающие права на название, включая сведения об осуществлении фактической деятельности однородной заявленному перечню товаров и услуг. Обращение должно быть подано до принятия решения по заявке. В противном случае, обращение не будет рассмотрено. Если представленных в обращении сведений недостаточно, то эксперт примет отрицательное решение по возражению.

Экспертиза не ведет переписку с лицом, подавшим возражение. Таким образом, у правообладателя фирмы и/или коммерческого обозначения всего один шанс предотвратить регистрацию сходного товарного знака. В связи с чем, необходимо внимательно отнестись к составлению возражения, указать все необходимые данные и привести достаточное количество доказательств в свою пользу. В противном случае, придется впоследствии оспаривать уже регистрацию товарного знака.

6. При противопоставлении знаку фирменного наименования принимаются во внимание дата возникновения исключительного права на фирму и дата приоритета знака, действие фирмы на момент проведения экспертизы знака, однородность заявленных товаров и услуг деятельности правообладателя фирмы.

Если компания сменила название или прекратила деятельность, то ее право на фирму утрачивается. Кроме того, указание сходных ОКВЭД в ЕГРЮЛ недостаточно для признания однородности, необходимо предоставить доказательства реального использования фирменного наименования (на вывесках, документах, упаковке товара, в рекламе, сети Интернет и т.д.). Если компания не осуществляла деятельность, по ее возражению будет принято отрицательное решение.

7. Решение будет принято в пользу правообладателя фирмы при наличии совокупности следующих обстоятельств: (1) право на фирму возникло ранее даты приоритета знака; (2) фактическое использование фирмы началось до даты приоритета обозначения; (3) наименование и обозначение тождественны/сходны до степени смешения (указание на организационно-правовую форму не учитывается); (4) заявленные товары/услуги однородны деятельности компании.

Таким образом, для успешного рассмотрения возражения необходимо привести достаточные доказательства по каждому пункту.

8. Для установления сходства с коммерческим обозначением значение имеют: факт наличия/отсутствия права на коммерческое обозначение, соотношение даты возникновения права на коммерческое обозначение и даты приоритета знака, тождество/сходство до степени смешения коммерческого обозначение и знака, однородность заявленных товаров и услуг деятельность предприятия.

Итак, круг обстоятельств в целом сходен для фирменного наименования и коммерческого обозначения, однако для последнего необходимо также установить сам факт наличия/отсутствия права, что достаточно трудоемко.

9. Экспертиза вынесет решение в пользу правообладателя коммерческого обозначения, если последний докажет совокупность следующих обстоятельств: (1) наличие коммерческого обозначения и его соответствие необходимым признакам (различительная способность и узнаваемость); (2) дата возникновения права ранее даты приоритета знака и право продолжает действовать на момент проведения экспертизы; (3) тождество/сходство до степени смешения обозначений; (4) однородность заявленных товаров и услуг деятельности предприятия.

Факт реального использования для коммерческого обозначения имеет еще большее значение, чем для фирменного наименования, поскольку само существование права на коммерческое обозначение невозможно без его использования.

Товарный знак

Другие новости

© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация