Права на музыкальные сообщения
Anonymous
Сообщение от 2007 г.
В рамках одного из проектов наша компания предоставляет услугу "Музыкальный сюрприз". С ее помощью абоненты могут отправить на телефоны родных и близких песни, пожелания или поздравления. Абонент-получатель получает входящий вызов, при снятии трубки прослушивает фрагмент произведения. Фрагмент произведения НЕ сохраняется на мобильном телефоне абонента-получателя.
Я внимательно прочитала Вашу статью "Способы использования произведений и проблемы соблюдения авторских прав при оказании дополнительных услуг мобильной связи", поняла очень многое, но в силу отсутствия юридического образованbя окончательный ответ так не нашла.
Если это не рингбэктоны, не реалтоны, то есть ничего такого, что абонент может сохранить у себя в памяти мобильного телефона необходимо ли нам получать какие либо разрешения от авторов? Мы же не передаем материальные носители.
Если нам все-таки необходимо какие-то разрешения, то где их можно получить? С кем нужно подписывать договора? Насколько я знаю, авторское право в России не регистрируется (если регистрируется, то кем). Или по крайней мере , его не обязательно, где-либо, регистрировать, а можно просто отправить себе по почте.
Если нет органа, то и нет каталога зарегистрированных произведений, то где искать авторов? Кому платить?
И считается ли наше воспроизведение публичным воспроизведением? Насколько я знаю очисткой прав по публичным воспроизведением занимается РАО. Да и то, не все же автора состоят в нем.
Виталий Селиванов
Названия реалтон, рингбэктон, войстон и проч., как Вы могли заметить, указывают не только на форму воспроизведения, но и способ использования произведений.
По форме - это, пользуясь терминологией закона, "фонограммы". Однако рингтоны и войстоны расправстроняются в качестве экземпляров для использования в качестве входящего звонка, а рингбэктон сообщается абонентам при ожидании соединения и воспроизведение (не путать с исполнением)экземпляра не осуществляется.
Ваша услуга также как в случае с рингбэктонами предполагает только сообщение фонограммы без ее воспроизведения слушателем (абонентом). Отличие в том, что прослушивает фонограмму не вызывающий, а вызываемый абонент.
Для оказания данной услуги, на мой взгляд, требуется получение авторских и смежных прав на воспроизведение, т.к. фонограмма должна храниться в некой базе, из которой она выбирается и сообщается по заказу клиента.
Затем происходит сообщение фонограммы по кабелю и в эфир, что также требует разрешения правообладателей.
Сообщением для всеобщего сведения равно как и публичным исполнением, мне кажется, назвать нельзя, т.к. имеется определенный адресат.
В настоящее время в российском законодательстве существует неопределенность с объемом охраняемых прав. Формально такой способ использования не подпадает под перечень, указанный в ЗоАПиСП.
С введением в действие части 4 ГК РФ, перечень способов использования произведений однозначно станет открытым. Поэтому всякое действие по использованию фонограмм будут требовать разрешения обладателей авторских и смежных прав.
Отсутствие необходимости в регистрации прав на произведения не исключает обязательности получения указанных разрешений.
Помимо РАО, осуществляющей коллективное управление правами, на территории РФ существует масса правообладателей в отношении музыкальных произведений и фонограмм.
Актуальная статья: Как включить ПО в Реестр Минцифры.