NDA с работником
Начнем с терминологии. Non-disclosure Agreement (NDA) – это договор гражданско-правового характера между двумя независимыми субъектами по поводу использования конфиденциальной информации сторон такого договора.
В трудовых отношениях работник находится в подчиненном к работодателю положении. Поэтому защита конфиденциальной информации, включая коммерческую тайну, обеспечивается внутренними (локальными) актами компании (ИП). Одним из таких документов является Обязательство о неразглашении, которое работник дает после ознакомления с Положением о коммерческой тайне организации.
Помимо этого работник должен быть ознакомлен под роспись с перечнем конфиденциальной информации, утвержденным приказом по организации. И в завершение, условия об обеспечении конфиденциальности (защите коммерческой тайны) включаются в условия трудового договора с работником для обеспечения его ответственности за разглашение.
Именно так - путем принятия и ознакомления работника с целым комплексом внутренней документации - обеспечивается юридическая защита информации, составляющей коммерческую тайну компании.
Дополним, что введение в организации режима коммерческой тайны требует помимо выполнения юридических мероприятий, которые мы обсудили выше, также обеспечение фактической охраны конфиденциальной информации от раскрытия путем принятия организационных и технических мер защиты.
Например, если документы с конфиденциальной информацией не обособлены от документов с обычным уровнем доступа, нарушены требования к обеспечению сохранности такой информации в тайне. Следовательно, любое лицо, получившее случайный доступ к такой информации, не будет нести ответственность за ее разглашение.
Таким образом, подписание с сотрудником NDA не решает задачу охраны конфиденциальной информации компании даже в первом приближении. Информационная безопасность требует комплексного решения.
5 простых шагов по обеспечению коммерческой тайны
- Введите режим коммерческой тайны в организации. Для этого издайте приказ об утверждении Положения о коммерческой тайне, перечня конфиденциальной информации, и назначении лица, отвечающего за соблюдение режима.
- Ознакомьте сотрудников под роспись с Положением о коммерческой тайне и перечнем конфиденциальной информации.
- Возьмите у работников Обязательство о неразглашении информации в письменном виде. Для упрощения задачи возмещения убытков при раскрытии конфиденциальной информации включите в Обязательство конкретную сумму штрафа за разглашение.
- Определите какие документы содержат конфиденциальную информацию из утвержденного перечня. Промаркируйте их пометкой «Коммерческая тайна» и обособьте от документов, которые не содержат такую информацию.
- Ограничьте фактический доступ к документам, содержащим коммерческую тайну. Документы в печатной форме как минимум необходимо хранить в сейфе и выдавать под роспись с отметкой в журнале движения документов. Защита электронных документов должна обеспечиваться настройкой прав доступа пользователей информационной системы.
Оставьте свои заблуждения - возьмите на вооружение стандартные практики лидирующих компаний.
Виталий Селиванов, 2019