Сопровождение ПО
Термин «сопровождение» используется в налоговом законодательстве для определения видов деятельности компаний в сфере информационных технологий, дающих право на применение пониженных тарифов по налогу на прибыль и страховых взносов (п.1.15 ст.284 п.5 ст.427 НК РФ), однако его содержание не конкретизируется.
В связи с этим для понимания какие виды деятельности относятся к сопровождению ПО, Минцифры рекомендует использовать ГОСТЫ по информационным технологиям.
Остановимся здесь на практических выводах, важных для применения льгот аккредитованными IT-организациями. По мнению Минцифры, услуги по сопровождению могут включать в себя:
- обеспечение работоспособности и функционирования программ для ЭВМ, баз данных, в том числе, при первичной интеграции, тестировании, настройках и изменений (адаптации, переустановки) в программно-аппаратной среде пользователя или исполнителя (при использовании программ для ЭВМ, баз данных через удаленный доступ), контроль за соблюдением прав доступа и распределение прав доступа в соответствии с принятой архитектурой прав доступа;
- настройка, обеспечение работоспособности и функционирования программно-аппаратной среды исполнителя, предоставленной с целью использования пользователями программ для ЭВМ, баз данных через удаленный доступ (в том числе, с целью тестирования, оптимизации и организации функционирования программ для ЭВМ, баз данных в соответствии с требованиями заказчика);
- мониторинг функционирования (в том числе, производительности, отказоустойчивости и соблюдения информационной безопасности) программ для ЭВМ, баз данных и устранение ошибок и сбоев в работе программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем тестирования, а также иными способами и средствами;
- исправление ошибок, несоответствий, инцидентов, дефектов, в том числе в рамках существующих или новых версий программ для ЭВМ, баз данных и мер, направленных на решение таких инцидентов;
- профилактическая модификация программ для ЭВМ, баз данных после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данных программ для ЭВМ, баз данных;
- адаптация, сборка, установка, тестирование обновленных версий и доведение таких новых версий до пользователей, проверка наличия всех новых версий у пользователей;
- адаптация, настройка и дальнейшая техподдержка программ для ЭВМ, баз данных с учетом особенностей программно-аппаратной среды пользователя или исполнителя;
- аудит (анализ, обследование, мониторинг и т.д.) установленного у заказчика или исполнителя программного обеспечения на совместимость с программно-аппаратной средой заказчика/исполнителя, предназначенной для использования программ для ЭВМ, баз данных;
- обеспечение автоматического обновления нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования программ для ЭВМ, баз данных в соответствии с требованиями Российской Федерации;
- прием обращений пользователей программ для ЭВМ, баз данных, выполнение работ/услуг, связанных с такими обращениями;
- информационно-справочная поддержка функционирования программ для ЭВМ, баз данных, в том числе рекомендации, консультации по установке, настройке и работе программ для ЭВМ, баз данных, восстановлению работоспособности, по типовому функционалу и его обновлению, модификации и аналогичных консультаций, связанных с использованием программ для ЭВМ, баз данных;
- консультирование, обучение, тренинги по вопросам использования (работы) программ для ЭВМ, баз данных, по его функционалу.
Иными словами, услуги сопровождения могут касаться ПО, предоставленного в пользование как классическим способом в виде его отдельного экземпляра, так и дистанционно в виде сервиса на стороне поставщика.
Подробно с разъяснениями термина «сопровождение» можно ознакомиться в следующих письмах Минцифры:
• Письмо Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749;
• Письмо Минцифры России от 15.03.2023 N МП-П11-070-17504.
Виталий Селиванов, 2023