Можно ли использовать чужой товарный знак в контекстной рекламе?
Вопрос: Может ли предприниматель использовать товарный знак другого лица в контекстной рекламе?
Ответ: Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака (п. 1 ст. 1484 ГК РФ). При этом иные лица не вправе использовать товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначения для те товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, а также однородных им.
Таким образом, регистрация товарного знака дает его обладателю монополию на использование такого обозначения.
Тем не менее, не всякое упоминание товарного знака считается его использованием.
Так, в случае если чужой товарный знак указан в качестве ключевого слова, но отсутствует как в самом рекламном объявлении, так и на сайте/странице сайта, на которое перенаправляет объявление, то нельзя говорить о том, что оно индивидуализирует какие-либо товары, услуги, либо самого рекламодателя, и как следствие, об использовании товарного знака.
При этом использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу товарным знаком, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10).
Данный вывод нашел свое отражение в судебной практике, например, в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 26.07.2021 г. по делу N А56-49696/2020.
В связи с чем, хотя по общему правилу, использование чужого товарного знака в качестве ключевого слова в контекстной рекламе, если в самом объявлении товарный знак не используется, не является нарушением права на товарный знак, оно может быть признано актом недобросовестной конкуренции и правообладатель товарного знака вправе предъявить иск о взыскании убытков.