Конкуренция домена с фирменным наименованием и товарным знаком
8 июля 2014
Судебный акт по доменному спору
Суть дела
Истец (правообладатель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании администрирования домена «deti.ru» нарушением исключительного права истца на фирменное наименование и комбинированный товарный знак, а также запрете ответчику использовать товарный знак и фирменное наименование в доменном имени «deti.ru» в Интернете.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебная коллегия апелляционного суда вынесла постановление об отмене указанного решения суда.
Мотивировка
1. Несмотря на то, что доменное имя, зарегистрированное на Ответчика, тождественно фирменному наименованию Истца, оно не используется Ответчиком, а на страницах одноименного сайта размещена информация о туркомпании «Спектрум», что подтверждается нотариально заверенным протоколом осмотра.
2. Фактическое использование ресурсов сайта невозможно без участия в той или иной форме владельца домена, владеющего паролем для размещения информации по соответствующему доменному имени в Интернет-сайте. Соответственно, владелец домена и должен нести ответственность за размещение информации, противоречащей закону, поскольку именно он является лицом, создавшим соответствующие технические условия для посетителей своего Интернет-ресурса.
3. При решении вопроса о том, нарушаются ли права истца на товарный знак при использовании ответчиком доменного имени, судом проверяется наличие двух условий: 1) наличия сходства до степени смешения доменного имени с товарным знаком, 2) недобросовестное использование доменного имени в отношении товаров или услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак.
4. Доменные имена фактически трансформировались в средство, исполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость.
5. Запрет использования без разрешения правообладателя сходных с его товарным знаком обозначений не является абсолютным, а распространяется в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован, либо однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения. В данном случае товарный знак и доменное имя использовались для разных товаров.
Следовательно, гражданин не может в принципе стать носителем фирменного наименования и, как следствие, нарушать исключительные право на средства индивидуализации юридических лиц.
Комментарии к доменному спору
1. До непосредственной регистрации доменного имени рекомендуется провести его проверку по базе товарных знаков в отношении однородных товаров.
3. Не все субъекты могут быть нарушителями исключительных прав, конкретный субъектный состав определяется тем, что за средство индивидуализации становится объектом посягательства. Так, в случае с фирменным наименованием, нарушителем может только коммерческая организация.
4. Одного факта сходства доменного имени со средством индивидуализации, принадлежащим другому лицу недостаточно для квалификации его в качестве нарушения исключительного права, необходимо также совпадение товаров и услуг, в отношении которых они используются.
Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
Узнать цену | Задать вопрос |